Часть 1: «Краткосрочное пользование недрами».

План

Тема: «Вопросы, недостаточно освещенные ранее».

Подлежит возмещению вред, причиненный государству в случае, если участок недр не предан в пользование.

Размер вреда определяется федеральными органами управления государственным фондом недр (ФОУГФН).

Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ.

Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.

Самовольное пользованиенедрами и самовольная застройка площадей залеганияПИ прекращается без возмещения затрат произведенных за время незаконного пользования недрами.

Практика реализации Закона РФ "О недрах" выявила ряд существенных недостатков в правовом регулировании вопросов возмещения вреда, причиненного государству в результате деятельности пользователя недр:

1) статья 51 Закона РФ "О недрах" связывает обязанность возмещения вреда государству с наступившими в результате действий пользователя недр только такими последствиями, как:

· выборочная отработка богатых участков месторождений ПИ;

· порча месторождения ПИ;

· создание условий частично или полностью исключающих дальнейшее пользование недрами.

В других случаях нарушения законодательства РФ о недрах обязанность по возмещению вреда не предусмотрена.

2) в действующей редакции статья 51 Закона РФ "О недрах" отсутствуют нормы, позволяющие на уровне подзаконного акта установить порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, что не позволяет обеспечить единую методологию расчета размера причиненного вреда.

 

В результате, возмещение причиненного государству вредалибо не осуществляется, либо осуществляется в объеме, недостаточном для компенсации расходов государства, связанных с необходимостью проведения работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр, поиску и оценке новых месторождений ПИ.

Для устранения выявленных недостатков Минприроды России готовит поправки в статью 51 Закона РФ "О недрах", и проект Порядка расчета вреда, причиненного государству в результате пользования недрами.

Однако наиболее сложным представляется подготовка Методики расчета вреда, в которой необходимо будет определить и установить непосредственные параметры и критерии для расчета, и зависимости между этими параметрами и рассчитываемым вредом.

 

 

9) Краткосрочное пользование недрами;

10) Общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ).

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О недрах" предусмотрено краткосрочное пользование недрами для добычи ПИ сроком до 1 года, в случаях, предусмотренных Законом РФ "О недрах".

Основание возникновения права пользования краткосрочного пользования недрами является (ст.10.1):

· решение ФОУГФН (Роснедра) или его территориально органа, принятое для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которыми досрочно прекращено;

· решение органа государственной власти субъекта РФ, принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем ОПИ, право пользования которыми досрочно прекращено.

Возможность краткосрочного пользования недрами в соответствии со ст. 21.1 Заокна РФ "О недрах" возникает, если одновременно выполняются два условия:

1) в отношении пользователя недр осуществлена процедура досрочного прекращения права пользования недрами;

2) если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи ПИ нецелесообразно или невозможно.

В этом случае органы, досрочно прекратившие право пользования участком недр, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недрмогут предоставить право краткосрочного (до 1 года) пользования таким участком недр юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии в порядке, установленном настоящим Законом.

Между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях.

Однако, гражданско-правовой характер имущественных отношений, закрепленный в Законе "О недрах", не позволяет на практике решать вопрос передачи имущества: необходимо решать этот вопрос административными методами и законодательно закрепить обязанность бывшего недропользователя на платной и рыночной основе передавать имущество, необходимое для продолжения деятельности по добыче ПИ.