АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


Орошаемое земледелие начало возрождаться лишь при иранской дина­стии Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Однако настоящий подъём произошёл в эпоху Арабского халифата (750-1258 гг.), когда города Багдад, Басра и Куфа превратились в крупные культурные и торговые центры. Это было время строительства новых плотин, шлюзов, водохранилищ, каналов, водоподъём­ных устройств и водяных мельниц. Арабы оставили научные труды по искус­ству орошения. И опять развитую земледельческую культуру безжалостно уничтожили завоеватели - на этот раз монголы, вторгшиеся сюда в 1 258 г. Водорегулирующие дамбы и оросительные системы были разрушены - это привело к тому, что паводки вновь стали неконтролируемыми.

Там, где 8 тыс. лет назад процветала первая сельскохозяйственная ци­вилизация, сейчас простирается бесплодная пустыня. Ученые справедливо и метко полагают, что чрезмерная эксплуатация этих земель привела к такому печальному результату.

Земледелие Египта.Государства, возникшие на берегах Нила в конце IV тысячелетия до н. э., обладали богатыми природными ресурсами и уни­кальными возможностями орошаемого земледелия. У древних египтян зем­леделие достигло высокой степени развития. В отдельных источниках опи­сывается техника виноделия, земледельческие орудия

В Египте, как и в Месопотамии, основой земледелия было налаженное ирригационное хозяйство. Почвы, формирующиеся на аллювиальных отло­жениях великой африканской реки, были и остаются одними из плодород­нейших в мире. Ежегодные разливы Нила снабжали поля водой и приносили ил, способствуя восстановлению истощенных почв. Объяснения явлениям природы, изменениям в поведении Нила египтяне находили в мифах об Оси­рисе и Исиде.

Осирис — бог растительности, умирающей и воскресающей природы. Его сестра и жена Исида - богиня плодородия и воды. Вместе они научили людей обрабатывать зем­лю, выпекать хлеб, строить города. Однако их брат Сет, олицетворение сил зла и бог пустыни, желая занять место Осириса, убил его, расчленил на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Исида собрала тело мужа и оплакала его. Хотя вернуть к жизни Оси­риса не удалось, у них родился сын Гор. Он победил Сета и воскресил отца. Однако Оси­рис не вернулся на землю, а воцарился в мире усопших.

Земледельческие обрядовые праздники, которые отмечали в течение всего года, были тесно связаны с культом Осириса и Исиды. Древнеегипетский год состоял из 12 ме­сяцев и делился на три периода: время разлива Нила (современные июль-ноябрь), время посева (ноябрь-март), время жатвы (март-июль). Начало года почти всегда оно совпа­дало с появлением на небосводе звезды Исиды-Сотис (Сириуса). После 70-дневного от­сутствия эта самая яркая звезда показывалась в восточной части горизонта. По древне­египетскому календарю, созданному в IV тысячелетии до н. э., этот день считался пер­вым в году. Вскоре после этого происходил подъем воды в Ниле, который объясняли тем, что богиня, находясь в верховьях реки, оплакивает мужа.

Наиболее низкий уровень воды в Ниле приходился на конец первой декады мая. С июля вода равномерно поднималась до конца первой декады сентября, пока не достигала наибольшей высоты. Нил выходил из берегов и заливал широкую пойму. Поперёк русла за­ранее строили невысокие дамбы и таким образом делили реку на отдельные бассейны. Вода держалась в них по несколько недель. Вместе с ней на поля поступал плодородный ил — превосходное естественное удобрение.


2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА



На четвертый месяц времени разлива Нила жрецы совершали мистерии - тайные ритуалы, посвящение смерти, оплакиванию и воскрешению Осириса. Например, в обрядах «копания земли» и «вождения телят», зерно (символ Осириса) сеяли в землю и проводили по ней телят, чтобы они затоптали, скрыли от врагов могилу брата. Очень важен ри­туал воскрешения Осириса. Из засеянной плодородной земли заранее делали «мумию» бо­га и тщательно поливали ее. Появившиеся ростки символизировали возвращение Осириса к жизни, возрождение природы после зимы.

В ноябре, после того как земля достаточно пропитывалась влагой, поля засевали. А в апреле уже созревал урожай. Начало его сбора отмечали праздником жатвы. Сам фараон срезал ритуальный сноп. В этот период начинали дуть жаркие ветры из пусты­ни, и к середине мая уровень воды в Ниле становился наименьшим. Сотис исчезал с гори­зонта. Египтяне верили, что это Сет вновь убил Осириса и безраздельно господствует в мире.

Древнегреческий учёный Геродот, которого называют «отцом исто­рии», в V в. до н. э. с оттенком зависти писал о земледельцах Нижнего Егип­та. «Они действительно собирают земные плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне, они не трудятся над тем, чтобы про­вести борозды плугом... Сама собой река наводняет и орошает поля, а, оро­сивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засеивает своё поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю...».

Большие масштабы приняли ирригационные работы после образования около III тысячелетия до н. э. древнеегипетского государства: сооружались плотины, которые должны были задерживать воду на полях, проводились ка­налы для орошения засеянных полей, устраивались дренажные каналы, осу­шавшие болота и заболоченные участки. Получила широкое распространение так называемая бассейновая система орошения. Наполнение бассейнов про­изводилось при помощи канала, голова которого находилась выше по тече­нию. Когда почва в одном бассейне достаточно напитывалась влагой, откры­вали шлюз, ведущий в соседний бассейн. Сами бассейны делились валиками на квадраты, в которых вода стояла, пока ил не оседал слоем толщиной до 1 мм. Орошение в долине Нила и постройка ирригационных систем требовали огромного человеческого труда. Для того чтобы уменьшить затраты, конст­руировались различные приспособления, в частности водоподъемники.

Конечно, случались в долине Нила и неблагополучные годы - мало­водные или, напротив, с большими паводками. Например, в 776 г. до н. э. ре­ка прорвала дамбы. Многие города оказались под водой. В неурожайные го­ды на папирусах появлялись такие записи: «Люди едят траву... Отнимают даже пойло от рта свиней». Но бедствия от больших наводнений или засух были относительно редкими, а урожаи при обычном уровне Нила - гаранти­рованными. «Полны ведь уже амбары, кучи зерна текут выше краёв, полны корабли, и зерно ползёт наружу, а нас всё заставляют таскать...» - поётся в старинной песне носильщиков зерна.

При уборке урожая египтяне срезали только сами колосья, а стебли злаков стояли на поле нетронутыми. Благодаря этому, землю не вымывала вода, не выдувал ветер и, что немаловажно, при разливе Нила между ними задерживался ил. Таким образом, и сохранялось плодородие почвы.



2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


В эпоху освоения меди предки египтян приступили к постоянной обра­ботке земель в пойме Нила. С. М. Скорняков отмечает, что Древний Египет (II тысячелетии до н. э.) по уровню своего развития не отличался от государ­ства Шумер. Отмечалась сложная система ирригации. К началу III тыс. до н.э. соху уже применяли всюду. Древние египтяне высоко ценили изобрете­ние сохи. В археологической литературе представлены изображения сох древнего и среднего царств (рис. 15).

Рисунок 15 - Изображение египетских земледельцев древнего (3), среднего (2) царств, а также 12-й (4) и 18-й (1) династий

Почву рыхлили мотыгой или деревянной сохой, запряженной быками. Позднее орудия были усовершенствованы. Во взрыхленную землю бросали семена и пускали на пашню скот, который копытами втаптывал их в почву, увлажненную и удобренную илом разливающегося Нила. Эти первобытные способы земледелия сохранились в Египте вплоть до V в. н. э. В отдельных случаях для запашки семян использовалась соха. Нередко наконечники мо­тыг были каменными, как, например, в северо-месопотамской Хассупе (рис. 16). Для этой цели применяли и рог, и кость (рис. 17).

Весьма близок и набор злаков, возделывавшихся в двух древнейших центрах земледелия. Из летописей, папирусов, из рисунков на стенах пещер и пирамид можно узнать, что вкус хлеба человек познал впервые на берегах великой реки Нил. Относится это время к четвертому-пятому тысячелетию до новой эры. А может быть, и раньше. Наиболее подробно о хлебопечении