АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА



Систематическое использование природных орудий постепенно приве­ло к тому, что предок человека начал переделывать естественные предметы для своих нужд, придавая им удобную для себя форму. Каждый шаг в трудо­вой деятельности все больше отделял первобытного человека от животного. При использовании не только природных, но и искусственных предметов, созданных своими руками, человек по своему отношению к природе стал особым, качественно новым существом, превратился из животного в "чело­века умелого".

При вдавливании кола в землю на сук нажимали ногой (рис.5). Со вре­менем к палке стали крепить заостренный камень, раковину, которая стала древней мотыгой (рис. 6).

Рисунок 5 - Рыхление почвы Рисунок 6 - Древние

заостренной палкой мотыги

2.2.7. Переднеазиатский центр происхождения земледелия

Передняя Азия не испытала всей тяжести опустошительного нашест­вия ледников и резкого похолодания, которым отмечена история Европы четвертичного периода. В средиземноморской зоне стала рано развиваться техника изготовления мелких кремневых пластинок, использовавшихся в ка­честве вкладышей сложных составных орудий.

Значительное развитие получает и собирательство. Особенно благопри­ятные условия для этого были в обширной зоне гор и холмов, протянувшейся от Сирии и Палестины на западе до Туркмено-Хоросанских гор и Гиндукуша на востоке. Археологические материалы позволяют заключить, что уже в X-VIII тыс. до н. э. регулярные сборы зерновых были важным источником пи­тания многих племен, обитавших на территории Передней Азии.

К ним относится группа племен, обитавших в Иордании и Палестине, культура которых названа археологами натуфийской (В.М. Масон, 1967). Они



г. агрономия древнего мира


жили преимущественно в пещерах и гротах, кроме этого имели и постоянные селища на берегах рек и озер Их основное занятие: охота, рыболовство и сбор дикорастущих злаков. Для срезания злаков использовался жатвенный нож, состоявший из мелких кремневых пластинок, вставленных в костяную основу, завершением которой нередко служило скульптурное изображение какого-либо травоядного животного - оленя, козла, лошади и, возможно, ди­кого осла. Это было примитивное орудие: серп не имел еще привычной для нас изогнутой формы, но сам факт появления специального орудия достаточ­но знаменателен (рис. 7), Показательно и значительное число этих орудий -кремневые вкладыши серпов на натуфийских памятниках встречаются почти столь же часто, как и на более поздних поселениях, оставленных уже бес­спорными земледельцами (Масон, 1964). Это касается и ножей, относимых к фаюмской и джейтунской культурам (рис. 7).

Рисунок 7 - Жатвенные ножи Рисунок 8 - Типы древних серпов:

натуфийской культуры (1), Фаюма (2) 1 - Кораново в Болгарии;

и джейтунской культуры (3). 2 - Хаджилар в Малой Азии;

3 - Хичкир в Швейцарии.

На территории Палестины и Иордании открыта оседлая культура VII-VI тыс. до н. э. Под развалинами города Иерихона эпохи бронзы, были от­крыты остатки небольшой стоянки натуфийских племен. Все поселение ок­ружала мощная стена из бутового камня. Оседлость жителям этого поселка могло обеспечить только земледелие. Среди домашних животных Иерихона появился кот. Появление этого домашнего животного было вызвано необхо­димостью оберегать от грызунов продукты земледелия.

Племена, обитавшие в Х-VIII тысячелетие до н. э. в горах Северного Ирака в это время спускаются с гор и осваивают плато Джезире. Известны не только пещеры, но и открытые поселения, а ряд орудий из камня и кремня могут рассматриваться как серпы. К этой культуре относятся первые сведе­ния и о начале приручения козы. Скотоводство стало развиваться одновре­менно с земледелием.

К VII-VI тысячелетию до н. э. относится существование уже оседло-земледельческой культуры Северного Ирака. В поселке Джармо, располо­женного в Курдистанских горах были найдены зерна ячменя и пшеницы.