АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Систематическое использование природных орудий постепенно привело к тому, что предок человека начал переделывать естественные предметы для своих нужд, придавая им удобную для себя форму. Каждый шаг в трудовой деятельности все больше отделял первобытного человека от животного. При использовании не только природных, но и искусственных предметов, созданных своими руками, человек по своему отношению к природе стал особым, качественно новым существом, превратился из животного в "человека умелого".
При вдавливании кола в землю на сук нажимали ногой (рис.5). Со временем к палке стали крепить заостренный камень, раковину, которая стала древней мотыгой (рис. 6).
Рисунок 5 - Рыхление почвы Рисунок 6 - Древние
заостренной палкой мотыги
2.2.7. Переднеазиатский центр происхождения земледелия
Передняя Азия не испытала всей тяжести опустошительного нашествия ледников и резкого похолодания, которым отмечена история Европы четвертичного периода. В средиземноморской зоне стала рано развиваться техника изготовления мелких кремневых пластинок, использовавшихся в качестве вкладышей сложных составных орудий.
Значительное развитие получает и собирательство. Особенно благоприятные условия для этого были в обширной зоне гор и холмов, протянувшейся от Сирии и Палестины на западе до Туркмено-Хоросанских гор и Гиндукуша на востоке. Археологические материалы позволяют заключить, что уже в X-VIII тыс. до н. э. регулярные сборы зерновых были важным источником питания многих племен, обитавших на территории Передней Азии.
К ним относится группа племен, обитавших в Иордании и Палестине, культура которых названа археологами натуфийской (В.М. Масон, 1967). Они
г. агрономия древнего мира
жили преимущественно в пещерах и гротах, кроме этого имели и постоянные селища на берегах рек и озер Их основное занятие: охота, рыболовство и сбор дикорастущих злаков. Для срезания злаков использовался жатвенный нож, состоявший из мелких кремневых пластинок, вставленных в костяную основу, завершением которой нередко служило скульптурное изображение какого-либо травоядного животного - оленя, козла, лошади и, возможно, дикого осла. Это было примитивное орудие: серп не имел еще привычной для нас изогнутой формы, но сам факт появления специального орудия достаточно знаменателен (рис. 7), Показательно и значительное число этих орудий -кремневые вкладыши серпов на натуфийских памятниках встречаются почти столь же часто, как и на более поздних поселениях, оставленных уже бесспорными земледельцами (Масон, 1964). Это касается и ножей, относимых к фаюмской и джейтунской культурам (рис. 7).
Рисунок 7 - Жатвенные ножи Рисунок 8 - Типы древних серпов:
натуфийской культуры (1), Фаюма (2) 1 - Кораново в Болгарии;
и джейтунской культуры (3). 2 - Хаджилар в Малой Азии;
3 - Хичкир в Швейцарии.
На территории Палестины и Иордании открыта оседлая культура VII-VI тыс. до н. э. Под развалинами города Иерихона эпохи бронзы, были открыты остатки небольшой стоянки натуфийских племен. Все поселение окружала мощная стена из бутового камня. Оседлость жителям этого поселка могло обеспечить только земледелие. Среди домашних животных Иерихона появился кот. Появление этого домашнего животного было вызвано необходимостью оберегать от грызунов продукты земледелия.
Племена, обитавшие в Х-VIII тысячелетие до н. э. в горах Северного Ирака в это время спускаются с гор и осваивают плато Джезире. Известны не только пещеры, но и открытые поселения, а ряд орудий из камня и кремня могут рассматриваться как серпы. К этой культуре относятся первые сведения и о начале приручения козы. Скотоводство стало развиваться одновременно с земледелием.
К VII-VI тысячелетию до н. э. относится существование уже оседло-земледельческой культуры Северного Ирака. В поселке Джармо, расположенного в Курдистанских горах были найдены зерна ячменя и пшеницы.