Семинарское занятие №1

Цель: Получить представление о логике как науке о мышлении, познакомиться с основными формально-логическими законами.

Для специальности «Социальная работа» - 2 часа, самостоятельная работа - 2 часа.

Ход занятия для студентов специальности «Социальная работа»: занятие длится 90 минут.

Первые 30 минут студенты выступают с сообщениями по теоретической части курса, отвечают на вопросы для самоконтроля. Затем преподаватель осуществляет проверку самостоятельной работы.. Проверка задания занимает около 30 минут,
затем в течение 25 студенты решают 1-е задание. В оставшееся время преподаватель разъясняет вопросы, относящиеся к теоретической и практической части курса, вызвавшие у студентов затруднения.

Для специальности «Сестринское дело» - 1 час, самостоятельная работа - 2 часа.

Ход занятия для студентов специальности «Сестринское дело»: занятие длится 90 минут.

Первые 15 минут студенты выступают с краткими сообщениями. Остальные 30 минут преподаватель осуществляет выборочную проверку домашнего задания,

Вопросы к семинару:

1. Мышление как предмет логики.

2. Понятие логической формы мысли.

3. Теоретическое и практическое значение логики.

4. Содержание законов логики.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что является предметом логики?

2) Какое место занимает логика в ряду других наук?

3) Какие формы познания в логике Вы можете назвать?

4) В чем состоит закон тождества?

5) В чем состоит закон противоречия?

6) В чем состоит закон исключенного третьего?

7) В чем состоит закон достаточного основания?

Задания для семинарского занятия и самостоятельной работы:

1. Для каждого из логических законов составьте по 5 примеров, в которых соблюдаются, и 5 примеров, в которых нарушаются логические законы.

2. Определите, какие логические законы были нарушены в следующих высказываниях:

1) А.С. Пушкин закончил лицей. Лицей ранее назывался ПТУ. А.С. Пушкин закончил ПТУ.

2) Сколько сейчас времени? Ты в любом случае опоздал.

3) Квартет - это когда четыре музыканта или певца. Поэтому в нем не может быть много людей, а вот пять-шесть - может.

4) Кариес - это такая зубная боль, при которой ничего нельзя есть, а нужно все время чистить зубы.

5) Однажды перед битвой древние римляне слышали каркающую ворону с левой стороны и выиграли битву; в другой раз они слышали, что ворона каркала с правой стороны, и проиграли битву. Дело ясное, решили римляне: карканье вороны с правой стороны приносит гибель войску, а карканье вороны с левой стороны дает ему победу.

6) Ноздрев был в некоторой степени исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. (Н.В. Гоголь).

7) Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

8) Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыносимую жару, когда окна на солнце, - сказала В.А…. – Да ведь здесь тень с десяти часов, - сказала М.П. – От этого и лихорадка. От сырости, - сказала В.А…(Л. Толстой).

9) Вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии. Имеет ли вода форму в твердом состоянии? (Вопрос учителя на уроке).

10) Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» – А сами пьют.

11) «Почему Вы утверждаете, что Земля – центр Вселенной?» – «Потому что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это – очевидно».

3. Три задачи на сообразительность (не предполагающих знания законов формальной логики).

1) Человек разглядывает портрет. У него спрашивают: чей портрет вы рассматриваете? Человек отвечает: «В семье я рос одни, как перст один, и все же, отец того, кто изображен на портрете, сын моего отца». Чей портрет разглядывает человек?

Предположим, что на поставленный вопрос человек отвечает так: «В семье я рос один, как перст один, но все же, сын того, кто изображен на портрете, сын моего отца». Чей портрет разглядывает человек?

2) В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но что ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», заметил черноволосый. «Ты прав», сказал Белов. Каков цвет волос художника.

3) Каждый из пяти друзей имеет по одному сыну. Каждый сын одолжил книгу у одного из друзей своего отца. Все эти друзья имеют фамилии, обозначающие профессию, однако, ни у кого фамилия не совпадает с его профессией. Сын кузнеца взял книгу Кузнецова; он же тезка профессии сына Кузнецова и одновременно того, чью книгу взял сын Кузнецова. Известно, что фамилия плотника не Столяров и что плотник взял книгу Шорникова. Какова фамилия трубочиста? (Согласно старой традиции, сын наследует профессию своего отца).

Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учебник. - М.: КноРус, 2012.

2. Попов Ю. В. Логика: учебник. – М.: КноРус, 2012.

Дополнительная литература:

1. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Проспект, 2007.

2. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.

3. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. - М.: Литера Нова, 2009.

4. Грядовой Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Щит-М, 2010.

5. Асмус В. Ф. Логика. - 2-е изд., стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2001.

6. Гетманова А. Д. Учебник логики. Со сборником задач. – 8-е изд., перераб. – Москва: КноРус, 2011.

7. Вяткина Н. Б. Смысл и онтология в логике. – Киев: Наук. думка, 1991.

8. Брюшинкин В. Н. Логика. – М.: Гардарики, 2001.