Б.Н. Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. и их последствия
В |
результате распада СССР на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). Теперь необходимо было выбрать конкретную форму государственности:
- президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы);
- парламентская республика (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство);
- президентско-парламентская республика (смешанная форма).
По этому вопросу возник спор между президентом Ельциным и парламентом, который в итоге привел осенью 1993 года к обстрелу «Белого дома» и к установлению просто республиканской формы правления.
Посмотрим, как разворачивались события.
В декабре 1992 г. в Конституцию Российской Федерации, принятую еще в 1977 году, были внесены изменения. Система государственной власти России разделялась на три ветви власти:
· Законодательная(Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет).
· Исполнительная (Президент и назначаемое им Правительство, Председатель Правительства утверждался по представлению Президента Съездом народных депутатов).
· Судебная во главе с Конституционным судом.
При этом законодательная власть доминировала над исполнительной. Таким образом, Президент и Правительство как исполнительная власть были под полным контролем Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ.
Президент Ельцин выступил за создание президентской республики. А съезд народных депутатов был за парламентскую республику,чтобыв его руках была законодательная, исполнительная и судебная власть. А в центре новой политической системы стоял бы Верховный Совет РСФСР.
Дискуссия заняла весь 1992 год и первые девять месяцев 1993 г. Ни Президент, ни Верховный Совет не шли на компромисс. Было противостояние законодательной (парламент) и исполнительной (президент и правительство) власти. Роль арбитра в разгоравшемся конфликте взял на себя Конституционный суд.
У двух спорящих сторон было разное представление о дальнейшем проведении экономических реформ. Ельцин и правительство выступили за быстрый переход к рынку и уже начали проводить «шоковую терапию», а Верховный Совет во главе с Р. Хасбулатовым был за плавный переход к рынку и по существу тормозил реформы в стране, а также пытался сам решать все вопросы государственной политики. Съезд народных депутатов должен был принимать законы под проводимую «шоковую терапию», но не торопился этого делать, как будто бы не доверял политике правительства.
В такой обстановке Б.Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии Президенту и предоставить, избирателям выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.
25 апреля 1993 г. в Российской Федерации состоялся референдум. В нем приняло участие 62% граждан, имевших право голоса. Более 50% высказалось за доверие Президенту и одобрило его политику.
Сразу после референдума началась активная работа по подготовке новой российской Конституции. Необходимость ее принятия давно не вызывала сомнения. Действующая Конституция, принятая еще в 1977 г., принадлежала другой исторической эпохе и не отражала новых реалий. Депутаты всячески оттягивали принятие новой Конституции, внося в старую конституцию бесконечные поправки (более 600). Президент Ельцин предложил свой проект Конституции. В него также было внесено множество поправок, но в итоге и он не устроил Верховный Совет.