Часть 6: «Федеральный фонд резервных участков недр».
Правовой режим установлен статьей 2.2 Закона «О недрах».
1. Цель создания: обеспечение в перспективе потребностей РФ в запасах стратегических и дефицитных видов ПИ.
2. Какие участки включаются: не предоставленные в пользование участки недр.
3. Особенности пользования участками недр: участки не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.
4. Порядок формирования фонда: фонд формируется и утверждается Правительством РФ по представлению Минприроды России: участки включаются и исключаются из фонда по решению Правительства РФ по представлению Минприроды России.
Исключение участков недр из данного фонда для предоставления в пользование происходит в случае возникновения необходимости обеспечить потребности РФ в стратегических и дефицитных ПИ.
В настоящее время Правила формирования Федерального фонда резервных участков недр (ФРУН) еще не сформированы.
В Правительстве РФ находится проект Правил, подготовленный заинтересованными ФОИВ, который будет утверждаться решением Правительства РФ.
В этом проекте сформированы следующие критерии формирования ФРУН:
1) Расположенные на территории с развитой транспортной, трубопроводной и добычной инфраструктурами;
2) Расположенные на земельных участках из состава земель обороны и безопасности;
3) Расположенные на особо охраняемых природных территориях;
4) Содержащие извлекаемые запасы нефти от 30 млн. тонн, за исключением месторождений газа.
Тема: «Система лицензирования пользования недрами как основа построения отношений недропользования в Российской Федерации».
План лекции №4:
1) Государственная система лицензирования: принцип функционирования;
2) Лицензия на пользование недрами и её содержание;
3) Внесение изменений в лицензионные соглашения;
4) Антимонопольные требования при пользовании недрами;
5) Права и обязанности пользователя недр.
Часть 1: «Государственная система лицензирования: принцип функционирования»
Государственная система лицензирования – одно из направлений реализации государственного регулирования отношений недропользования в РФ (ст.35 Закона РФ «О недрах»).
Государственная система лицензирования – это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление (ст.15 Закона РФ «О недрах»).
Задачей государственной системы лицензирования является:
1) Обеспечение практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности РФ;
2) Обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан РФ;
3) Обеспечение равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;
4) Обеспечение необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.
Организационное обеспечение государственной системы лицензирования –это осуществление всех действий, связанных с оформлением, государственной регистрацией, выдачей лицензий, а также с процедурами внесения в них изменений и их досрочного прекращения.
Возложено на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы – Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) (ст.16 Закона РФ «О недрах»).
В отношении участков недр местного значения и содержащие ОПИ – возложено на органы государственной власти субъектов РФ.
ПолномочияФедеральный орган управления государственным фондом недр (или его терроргана) при осуществлении организационного обеспечения государственной системы лицензирования:
1. Обеспечение функционирования государственной системы лицензирования, за исключением лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ (участков недр местного значения и участков недр содержащих ОПИ).
2. Представлять в Правительство РФ предложения:
1) о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр федерального значения (УНФЗ);
2) о включении в Перечень УНФЗ, которые представляются без проведения конкурсов и аукционов:
a)УНФЗ континентального шельфа РФ;
b)УНФЗ, расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф;
c) УНФЗ, содержащих газ;
3) о включении в Перечень УНФЗдля разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии;
4) о предоставлении права пользования такими участками недр без проведения конкурсов и аукционов;
3. осуществлять подготовку Перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование;
4. утверждать такие Перечни и условия предоставления участков недр, за исключением УНФЗ и участков недр, расположение которыми отнесено к компетенции субъектов;
5. осуществляют подготовку условий пользования участками недр для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых относительно каждого участка недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ относительно участков недр, находящихся на их территории:
1. обеспечивать функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ;
2. осуществлять подготовку условий пользования участками недр,распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ;
3. представлять в ФОУГФН или его территориальные органы предложения:
· о формировании Программы лицензирования пользования участками недр;
· об условиях проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр и условиях лицензий на пользование участками недр.
Федеральный орган управления фондом недр (ФОУГФН) или его территориальные органыосуществляют оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ:
· осуществляют оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов РФ;
1. Правительством РФ устанавливается порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами:
· для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов;
· при установлении факта открытия месторождения ПИнаУНФЗили на участке недр, который отнесен к УНФЗ в результате открытия месторождения ПИ пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств (Постановление Пр-ва РФ от 27.11.2008 №897);
· для разведки и добычи ПИилидля геологического изучения недр, разведки и добычи ПИ, осуществляемых по совмещенной лицензии,на предоставляемых в пользование без проведения конкурсов или аукционов УНФЗ континентального шельфа РФ, УНФЗ, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, УНФЗ, содержащем газ (Постановление Пр-ва РФ от 08.01.2009 №4).
2. ФОУГФН по согласованию ФОИВ, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития, устанавливается порядок рассмотрения заявок на получения права пользования недрами:
· для геологического изучения недр(за исключением недр на УНФЗ)(Приказ МПР РФ от 15 марта 2005 №61);
· для добычи подземных вод;
· для строительства нефте- и газохранилищ,размещения отходов производства и потребления;
· для образования особо охраняемых геологических объектов;
· для предоставления права краткосрочного(сроком до 1 года) пользования участками недр;
· для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
· при установлении факта открытияместорождения ПИ на участке недр, за исключением УНФЗи участка недр, который отнесен к УНФЗ в результате открытия месторождения ПИ пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств (Приказ МПР РФ от 24 января 2005 №23).
Часть 2: «Лицензия на пользование недрами и её содержание»