Борьба церкви с ересями.
Клюнийцы и борьба за инвеституру.
Борьбу за оздоровление церкви начала монастырь Клюни, основанный в 910г. во Французской Бургундии. Деятельность клюниицев отражала настроение масс, среди которых в ожидании конца света усилились миленаристские чаяния (вера во второе пришествие Христа). Клюнииская реформа имела целью укрепление церковных организаций, приведение в порядок материальной базы и строгую регламентацию ее отношении со светской властью. Монастыри изымались из под власти не только светских сеньоров, но и епископов, что способствовало усилению централизации церкви, клюниицы осуждали продажу церковных должностей, падение нарвов духовенства. Требовали безбрачия духовенства (целибата). Клюниицы заботились о подготовке новых поколений клириков. Широко использовались представления о близком конце света для проповеди и божеского мира, пересечения насилия феодалов. Влияние этих идей оказались недолговечными. В 1059г. монах Гильдебранд (папа Григории 7), добился на латеранском соборе очень важного решения - германская Империя и римскибе набили навсегда отстранялись от выборов пап - выбирали только кардиналы. Позиции церкви укрепились при Григории 8 (1073-1085) 2 задачи:
· полное подчинение светской власти церкви;
· укрепление строгой дисциплины духовенства под неограниченной властью папы “Диктат папы”.
Подооная программа вызвала резкий протест светских властей (особенно Ирландская Империя). Началась борьба за инвеституру. Подавив саксонское восстание Генрих 4 выступил против стремления Григория 7подчинить себе немецкое духовенство и ослабить его связь с королевской властью. В 1076г. на собрании высшего немецкого духовенства в Вормсе он объявил о низложении Григория 7. В ответ папа отлучил Генриха от церкви и лишил Королевского сана. На эти действия Григория 7 откликнулись в Германии крупные немецкие феодалы. Они начали войну против короля, восстали саксонские феодалы. Генрих 4 капитулировал. В январе 1077г. в замке Каноса выполнил прощение. Затем снова выступил против папы 1122г. - Вормскии конкордат - устанавливал разную систему выборов епископов в различных областях империи. В Германии выборы епископа при участии императора. В Италии и Бургундии без участия императора. Вормскии конкордат разрушил систему имперской церкви в Италии и Бургундии.
Для борьбы с ересями церковь создала инквизицию. Еще на заре своей истории церковь считала допустимой насилие в деле утверждения и очищения веры. К борьбе с еретиками призывал Августин - апелировавший не только к церкви, но и к государству. Император Феодосий Великий еще в 382 г. впервые учредил институт разыскания врагов церкви и религии. Тем не менее до 12в. преследование еретиков не носили того планомерного и истребительского характера какой они приобрели в ходе Альбигойских воин и после создания папой Григорием 9 инквизиционных судов, священных трибуналов подчинявшихся папе, а на местах отданных в руки нищенствующих орденов преимущественно доминиканцев. В Испании, Франции, Италии инквизиторы на время делались сильнее епископов. В случае неповиновения инквизиции проклятие грозило и светским властям. Смрадные тюрьмы, пытки, издевательства, костры становились все более привычны в христианском мире, забывшем о евангельской проповеди любви к ближнему и прощении. Усердие инквизиторов подогревалось не только стремлением защитить веру, а как средство сведения личных счетов, политических интриг, обогащение за счет имущества осужденных. Ненависть инквизиции обрушилась на ученых, философов, художников - в творчестве которьх церковь усматривала опасные для себя ростки свободомыслия. Особый размах инквизиция приобрела в позднее средневековье с его печально знаменитой охотой на ведьм. Ереси Павликиан и Богомилов в Византии и на Балканском Полуострове. Во Франции и Италии движение патархов - осуждалось богатство церкви. Ересь катаров 12в. Абсолютировали роль зла в мире.