Вклад Вильгельма Райха (1897-1957) в развитие психоанализа.

Начав свое знакомство с психоанализом в Венском студенческом семинаре в конце 10-х годов 20 века, вскоре начал разрабатывать собственную концепцию, реформируя, в частности, идеи Фрейда о природе невроза. Он доказывал, что причиной невроза является застойная сексуальность, возникающая вследствие нарушения функции организма. Так, уже в первых работах Райха встречаются идеи о всеобщей сексуальной энергии, которые позднее стали ведущими в его творчестве.

Увлекшись идеями Карла Маркса, он положил начало течению, получившему название фрейдомарксизм. Основные положения этой концепции были впервые изложены в статье «Диалектический материализм и психоанализ» (1924). Позднее идеи фрейдомарксизма нашли отражение в работах Э. Фромма и некоторых других ученых.

В отличие от Фрейда Райх полагал, что агрессивные и деструктивные влечения преимущественно вторичны и выступают не столько как врожденные, сколько как приобретенные в результате негативного воздействия общества. Он одним из первых провел психологическое исследование феномена фашизма, показав в своей книге «Массовая психология фашизма» (1933), что фашизм является выражением иррациональной психики среднего человека, воспитываемого авторитарным обществом. Большое значение, особенно для практической психологии, имела созданная Райхом концепция панциря характера, т. е. совокупности черт невротической личности. При этом, как и Хорни, он пришел к мысли о том, что именно стили поведения человека выполняют роль защитных механизмов, регулирующих взаимоотношения между человеком и внешним миром, обеспечивая психическую разрядку. Разрабатывая принципы сексуально-энергетической социологии, Райх организовал в США, куда переехал в 1939 г., Институт Оргона (в основе названия лежит предложенный им для психической энергии термин «оргонная энергия», являющаяся проявлением

естественной, свободно текущей сексуализированной космической жизненной силы). На основе своих психоаналитических и сексологических исследований Райх пришел к выводу о том, что сексуальная энергия представляет собой биологическую созидательную энергию, которая связана с жизненной силой космоса и потому в

большей степени, нежели чисто психическая, воздействует на эмоции и интеллект человека.

 

 

19. Общая характеристика классического психоанализа.

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856—1939).

Термин «психоанализ» имеет три значения:. 1 — теория личности и психопатологии; 2— метод терапии личностных расстройств; 3 — метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигнале.

Фрейд разработал новую психологическую технику – метод свободных ассоциаций: пациент говорит все, что приходит на ум, вне зависимости от того, насколько глупым, незначительным или неприличным это кажется. Задачей этого метода было выведение на экран сознания тех вытесненных переживаний, которые могли быть причиной аномального поведения человека. При этом, по мнению Фрейда, ассоциации оказывались не «свободными», а направляемыми скрытым мотивом. Они развивались до определенной точки, когда пациент демонстрировал «сопротивление» - отказ от раскрытия слишком болезненных воспоминаний. Открытие явления сопротивления привело Фрейда к формулировке важного принципа психоанализа – «подавления».

Другой новый метод Фрейда – анализ сновидений, толкование их с целью открыть бессознательные скрытые конфликты («Толкование сновидений» 1900г.). Сновидения представляют собой замаскированную форму удовлетворения подавленных желаний.

Рассматривая инстинкты как движущие силы личности, Фрейд делил их на две группы: инстинкты жизни (направленные на самосохранение особи и выживание вида) и инстинкты смерти (мазохизм, самоубийство, ненависть, агрессия).

Фрейд считал, что психическая жизнь человека протекает во взаимодействии трех компонентов – ид, эго и Супер-эго (оно, Я, сверх-Я).

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления — превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать возможность участвовать в развитии личности).

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.