Храм Иоанна Предтечи в с. Дьяково. Центричная, многочастная, многобашенная композиция.

Главный тип постройки- Кремль.

Принцип моноцентризма: Все дороги ведут в Третий Рим-Москву.

Праздничность, нарядность, декоративность.

Величественность, монументальность, масштабность, (полит., церковная мощь) Идея сильного централизованного гос-ва.

Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.

После освобождения от монголо-татарского ига ( 1480г-стояние на р.Угре) При московском князе Иване Калите (Иван III) митрополит Петр перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву, первопрестольная стала церковной столицей всех русских земель. («Москва-третий Рим, и четвертому не бывать!» 1-Свящ.Римская империя,2-Византия, 3-наследница Византии-Русь).
Общая хар-ка иск-ва 15-16вв:

3) Художественность складывается из 3х компонентов:
-византийских традиций;
-европейских традиций (строили итальянцы);
-русских народных традиций.

Московский Кремль. Стены каменные , красные, внутри кремля –все из камня, вокруг расчищено свободное место, деревянные постройки вынесены далеко за пределами кремл.стены. Внутри кремля—сад . (Сад для русского народа -рай на земле! =Святое место.) Башни –разные по форме и назначению.
Успенский собор (арх.Аристотель Фиорованти) Большой кирпичный храм, много росписей.
Архангельский собор ( арх. Аливи’с Новый)—усыпальница моск. князей. Ажурный, нарядный.
Благовещенский собор
Церковь Иоанна Лествичнина.
Грановитая палата в Моск.Кремле .(арх. Мако Руффо и Пьетро Солари) Кладка камня гранями, для приемов гостей, торжественных мероприятий.
Композиционный принцип Московского Кремля-принцип динамического единства (когда каждое здание раскрывается во время движения.

16век. Церковь Вознесения в с.Коломенском (арх. Петрок Малый)
Это первая шатровая , башнеобразная церковь. Храм-памятник. Прототипами таких церквей были деревянные церкви (граненные, декоративные) и каменные европейские башни. Самая широкая часть церкви Вознесения образует в плане квадрат (четверик - первый ярус), на котором возведено основание "шатра" (восьмерик - второй ярус), в свою очередь, увенчанное восьмигранным конусом. Как в «живом организме» "перетекают" ярусы храма.

Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного). (арх. Постник Яковлев и Барма) Символизирует небесный храм Иерусалим. Собор возведен в ознаменование выдающегося события русской истории - взятия Казани в 1552 г. Центром ансамбля стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы. Восемь столпообразных храмов разной высоты окружили ее со всех сторон, образовав крестообразную конструкцию. В конце XVI в. появились нарядные луковичные главы, в XVII в. собор украсился яркой, праздничной, многоцветной раскраской, отражавшей эстетические вкусы того времени. В этой нарядности несколько растворилась исходная схема архитектурной композиции, но само сооружение не утратило величественности и торжественности.
Зодчество второй половины XV-XVI в., судя по масштабам и разнообразию, по оригинальности архитектурных замыслов и высоте взлета творческой фантазии мастеров, является одним из самых ярких исторических достижений художественной культуры России.

Иконопись. Дионисий, наследник Андрея Рублева (сходность силуэта, цвета, изящество, манера письма). Наиболее выдающимся новатором-обновленцем в области русской иконописи в то время проявил себя Дионисий (ок.1440 - после 1502 - 1503), иконопись которого отличалась богатством цветовой гаммы. Он был признанным мастером, слыл любимым художником Ивана III, и именно ему поручили расписывать Благовещенский и Успенский соборы в Московском Кремле (росписи не сохранились).