Английская система управления колониями

Формирование системы колониального управления

Экономическая эксплуатация в Бельгийском Конго

В так называемом Свободном государстве КонгоЛеопольда II и представителей европейского капитала особенно интересовали каучук и слоновая кость. В 1886 г. специально для эксплуатации колонии создается «Торгово-промышленная компания Конго», с которой бельгийский король подписывает договор. За проведение изысканий и постройку железной дороги компания получила по 1500 га земли за каждый

километр проложенного рельсового пути. 40% чистой прибыли компании передавалось Леопольду П.

Местное население в принудительном порядке обязывалось заготовлять слоновую кость и каучук и сдавать их на приемные пункты компании. Кроме каучука и слоновой кости, население обязано было поставлять продовольствие для европейской администрации и гарнизонов, разбросанных по всей колонии. Кроме того, жители африканских поселений должны были отрабатывать каждый четвертый день на так называемых общественных работах — строительстве дорог, переноске грузов и т. п. Каждый десятый человек из числа коренного населения постоянно находился в резиденции европейских чиновников для выполнения разных работ и поручений. Один человек от поселка должен был отбывать годичную воинскую повинность.

Чтобы заставить местное население собирать каучук и добывать слоновую кость, колониальные чиновники Леопольда и агенты компаний установили жесточайший режим. За невыполнение норм поставок продукции африканцам отрубали головы, руки, расстреливали сотнями, выжигали целые деревни. Исследователь и путешественник по Конго Г. Стэнли свидетельствовал: «Каждый килограмм слоновой кости стоит жизни мужчине, женщине, ребенку; за каждые пять килограммов сожжено жилище, из-за клыков уничтожалась деревня, а за каждые два десятка погибла целая область со всеми жителями и деревнями».

Ужасы леопольдовского режима стали достоянием мировой общественности. Под ее давлением Леопольд II провел некоторые реформы, которые практически мало что изменили в положении местного населения. В конечном итоге бельгийскому королю пришлось передать свое «свободное государство» под юрисдикцию своего правительства. Однако до этого он успел превратить значительную часть «государственных владений» в Конго в частные владения различных компаний.

Для укрепления своего политического господства в колониях Африки южнее Сахары министерство колоний Англии избрало метод так называемого непрямого или косвенного управления. Упрочение колониального режима связывалось с опорой на традиционную и полутрадиционную верхушку африканских обществ. Другими словами, управление колониями осуществлялось через систему уже сложившихся или вновь образованных традиционных институтов местной власти, включенных в общую административную схему.

Наиболее подходящую базу для косвенного управления англичане нашли в эмиратах Северной Нигерии.Захватив эти районы и области халифата Сокото,британцы сохранили традиционные системы управления, но модифицировали и приспособили их к нуждам колониальной власти. Вариант непрямого управления, опробированный в Северной Нигерии, был затем распространен и на другие английские колонии.

Но были случаи, когда британские колониальные власти отходили от принципов косвенного управления. Как правило, это происходило в тех владениях, где население проявляло свою непокорность колониальной администрации. С 1880-х годов система незавуалированного диктата, широко применявшейся Францией, была введена в Гамбии, Сьерра-Леоне, Лагосе.Традиционные правители были смещены, а на их место поставлены прямые ставленники колонизаторов. Однако позже, по мере стабилизации обстановки в этих колониях, англичане вновь восстановили в правах «туземных» правителей из тех же династических семей, что и низложенные.

Верховная власть в английских колониях была сосредоточена в руках губернаторов, представлявших английскую корону. Основную административную работу осуществляли учрежденные при них центральные секретариаты, за

которыми закреплялся контроль над финансами, железнодорожным строительством, телеграфной службой, а также руководство вооруженными силами и геолого-разведочными работами. Центральные секретариаты координировали работу системы управления в целом.

Помимо центрального колониального аппарата существовали различные «туземные» структуры, возглавлявшиеся традиционными правителями. В круг их обязанностей входило поддержание установленного колониальными властями порядка, сбор налогов, вербовка рабочей силы, донесения о всяких происшествиях, выполнение различных поручений колониальных чиновников и др. Правитель (вождь) состоял у колониальной администрации на жаловании, размер которого был обусловлен и находился в прямой зависимости от численности племени, от суммы собираемых налогов, от поставок рабочей силы на те или иные работы и т. п. За усердие в выполнении возложенных на него обязанностей он получал и дополнительное комиссионное вознаграждение.

Как правило, вождь выбирался в соответствии с традициями, но обязательно утверждался и вводился в должность колониальной администрацией. В случае неудовлетворенности его кандидатурой, администрация уже не считалась с племенными традициями, вождей смещали и назначали новых, исходя исключительно из готовности кандидатов служить колониальным властям. Таким образом вся полнота действительной власти находилась в руках колонизаторов. Система косвенного управления прикрывала абсолютное экономическое и политическое господство видимостью сохранения элементов местного самоуправления. Одновременно она освобождала колонизаторов от необходимости создавать громоздкий административный аппарат, требовавший больших расходов.