Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.

Данные табл. 12.5 показывают, что анализируемое предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на продукцию, которая пользуется более высоким спросом. В итоге предприятие сумело увеличить рентабельность капитала за счет наращивания суммы оборота.

 

Таблица 12.5

Сравнительный анализ уровня цен на продукцию

Вид продукции Уровень цены, тыс. руб.
На внутреннем рынке В стране импортера
анализируемого предприятия В среднем по отрасли Конкурирующего предприятия анализируемого предприятия средний на рынке
А 5,6 5,0 5,3 6,5 7,0
Б 3,5 3,6 3,7 - -

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки её сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которых зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (∆Цкач) можно определить по формуле:

где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПн – объём реализации продукции нового качества;

VРПобщ - общий объём реализованной продукции i- го вида за отчетный период.

По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту умножают на базовую цену единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируют:

Методика расчета влияния сортового состава на уровень средней цены и на сумму прибыли отражена в разделе 7.4. Данные табл. 7.7 показывают, что в результате повышения удельного веса продукции первого сорта и уменьшения второго сорта средняя цена изделия А повысилась на 70 руб.

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 12.6) и сроков реализации (табл. 12.7).

Таблица 12.6

Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены изделия А

Рынок сбыта Цена изделия базисная, руб. Объем продаж, шт. Структура рынков сбыта, % Изменение средней цены, руб.
t0 t1 t0 t1 +,-
Экспорт 52,2 +2,8 +165,69
Внутренний 47,8 -2,8 -112,0
Итого 10 455 12 546 - +53,6

 

Таблица 12.7

Влияние сроков реализации продукции

на изменение средней цены изделия А

Рынок сбыта Цена изделия базисная, руб. Объем продаж, шт. Структура продаж, % Изменение средней цены, руб.
t0 t1 t0 t1 +,-
В сезон 10 915 -3 -156
Несезонная одежда +3 +96
Итого 10 455 12 546 - -60

В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены изделия А повысился на 53,6 руб., а сумма прибыли – на 672,5 тыс. руб. (53,6 руб. · 12 546 шт.).

Из-за увеличения доли несезонных продаж в общем его объеме средняя цена реализации по изделию А снизилась на 60 руб.

Если на протяжении отчетного периода произошло изменение цен на продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции соответствующего вида за отчетный период.

В заключении обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 12.8).

Таблица 12.8

Факторы изменения среднереализационных цен

Фактор Изменение средней цены, руб. Изменение суммы прибыли, тыс. руб.
Изделие А Изделие Б Изделие А Изделие Б
Качество продукции +70,0 +50 +878,2 +295,2
Рынки и каналы сбыта +53,6 - +672,5 -
Сроки реализации -60,0 -75 -752,7 -442,8
Инфляция +936,4 +625 +11 748 +3690
Итого +1000 +600 +12 546 +3542,4

1. Анализ прочих финансовых доходов и расходов

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активах и т.п.

Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредиты, займы).

Прочие внереализационные доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пенни, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции в следствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.

В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг (табл. 12.9).

Таблица 12.9

Состав и динамика доходов от ценных бумаг

Вид ценных бумаг Прошлый год Отчетный год
Количество Стоимость, тыс. руб. Доход, тыс. руб. Удельный вес, % Количество Стоимость, тыс. руб. Доход, тыс. руб. Удельный вес, %
Акции 34,4 40,6
Облигации 21,5 31,0
Депозиты - 38,1 - 28,4
И т.д.                
Итого   11 000   13 000

 

Доходы от акций могут измениться за счет:

² количества акций, имеющихся в портфеле предприятия (К);

² средней стоимости одной акции (Р);

² уровня дивидендной доходности (Кd) – отношения суммы полученных дивидендов к сумме инвестиционных средств в данных вид активов:

П = К · Р · Кd.

Для расчета влияния данных факторов на изменение суммы полученной прибыли от данного вида активов можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа.

Доходы от акций на данном предприятии за отчетный год увеличились на 180 тыс. руб., в том числе за счет:

а) увеличения количества акций

б) уровня дивидендной доходности

Сумма полученных процентов по облигациям также зависит от количества облигаций, средней стоимости одной облигации и среднего уровня процентной ставки (отношение суммы полученных процентов к среднегодовой сумме данного вида активов):

П=К ∙ Р ∙ СП.

Процентные доходы по облигациям на данном предприятии возросли на 120 тыс. руб. только за счет увеличения количества облигаций, поскольку их стоимость и доходность не изменились.

Средний уровень дивидендного дохода по акциям и средний уровень процентного дохода по облигациям зависят не только от доходности каждого вида акций или облигаций, но и от структуры портфеля ценных бумаг, имеющих разную доходность. Эту зависимость можно представить следующим образом:

 

Для расчета влияния данных факторов на средний уровень доходности акций (облигаций) можно использовать прием абсолютный разниц:

Процентный доход по депозитамд) зависит от среднегодовой суммы депозитных вкладов (Вд) и среднего уровня депозитного процента (СПд) (отношение суммы полученных процентов по депозитам к среднегодовой сумме депозитных вкладов):

Пд = Вд ∙ СПд.

Процентный доход по депозитам снизился на 60 тыс. руб. Изменение произошло за счет:

а) суммы депозитных вкладов

б) уровня процентных ставок по депозитам