Методические советы

Литература

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Т.А. Сивохина. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2009

2. Анисимов Е. Женщины на Российском престоле. СПб. 2008.

3. Брикнер А.Г. Иллюстрированная история Екатерины II. М., 2007.

4. Веселова А. Воспитательный дом в России и концепция воспитания И.И. Бецкого // Отечественные записки. 2004. № 3.

5. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. 2001. № 3, 4.

6. Екатерина II Великая: Энциклопедия. М., 2008.

7. Каменский А.В. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. 1995. № 3.

8. Козинов И.А. М.В. Ломоносов: главное величие России // Социально-политический журнал. 1996. № 4.

9. Курукин И. «Знать историю, а паче своего Отечества». Как изучали историю в русской школе XVIII – начала XIX века // Родина. 1999. № 3.

10. Манькова Л. Кровавая барыня. Уголовное дело «бесчеловечной вдовы» Салтычихи // Родина. 2002. № 2.

11. Михаил Ломоносов, ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения. М., 2010.

12. Моряков В.П. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.

13. Наказ императрицы Екатерины // Вестник Московского университета. 1999. № 3.

14. Павленко Е.Н. Екатерина Великая. М., 1999; Фавориты // Родина. 1998. №№ 3, 9.

15. Пензенская энциклопедия. М., 2001.

16. Подбережников И. «Самиздат» осьмнадцатого века // Родина. 1994. № 5.

17. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. № 1.

18. Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина // Отечественная история. 1996. № 6.

19. Середа Н.В. Преобразования Екатерины II // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.

20. Эпоха «дворцовых переворотов». XVIII век. // Родина. 2009. № 2.

 

1 вопрос. Проанализируйте особенности развития России в 60-80-е гг. XVIII в., сформулируйте суть политики «просвещенного абсолютизма», причины ее проведения. Особое внимание уделите «Наказу» Екатерины II и деятельности Уложенной комиссии. Проследите, как шел в России процесс усиления крепостного гнета, изменение в связи с этим положения двух основных классов – дворянства и крестьянства.

2 вопрос. Подробно охарактеризуйте зарождение и развитие в России либеральной, просвещенческой и революционной идеологий. Покажите на конкретных примерах развитие в стране культуры, науки и образования, раскройте понимание Екатериной II вопроса о «новой породе» людей.

3 вопрос. Проанализировать суть внешней политики России в указанные годы. Как складывались отношения с ведущими европейскими державами, с ближайшими соседями: Швецией, Польшей, Турцией. Каким образом шел процесс расширения территории страны. Что способствовало росту влияния, авторитета и значимости России в Европе?