КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 11. Преобразования системы хозяйствования в СССР и их результаты

Особенности советской экономики в годы войны.

Концепции экономического развития в послевоенный период. Структурные изменения в промышленности. Состояние сельского хозяйства. Диспропорции в развитии сельского хозяйства и промышленности. Укрепление советских финансов. Денежная реформа 1947 года. Социальное развитие и уровень жизни населения в послевоенный период.

Развитие промышленности в 50-е - 60-е годы. Меры по наращиванию сельскохозяйственного производства и их результаты. Причины проведения хозяйственной реформы 1965 года. Цели и задачи реформы.

Изменение первоначального замысла реформы. Экономическая стагнация. Разработка комплексных мер по совершенствованию хозяйственного механизма и попытка переориентации экономики на интенсивный путь развития в конце 70-х гг.

Совершенствование хозяйственного механизма в 80-е гг. Изменение системы государственного централизованного планирования. Усиление комплексного подхода в планировании социально-экономического развития. Разработка целевых народнохозяйственных программ и их реализация.

Изменение экономической политики государства с началом "перестройки". Образование и развитие новых хозяйственных структур. Углубление экономического кризиса и его причины. Поиск путей оздоровления экономики.

Переход к рыночным формам хозяйствования. Развитие арендных отношений, индивидуальной трудовой деятельности. Освобождение цен. Приватизация собственности.

Современный этап хозяйственного формирования.

Литература: (1, 4, 6, 13, 21, 25, 40, 49, 50, 53, 61, 69).

Вопросы для самоконтроля

1. Что изменилось в построении системы управления народным хозяйством СССР в 50-е годы?

2. Какие меры принимало правительство по увеличению сельскохозяйственного производства в 50-е годы?

3. Какие важнейшие результаты в социальной сфере были достигнуты в 50-е годы?

4. Каковы были главные причины проведения реформы 1965г.?

5.Назвать основные цели реформы 1965г.?

6.В чем проявлялось расширение хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий?

7. Что означало «перевод предприятий на хозрасчет и самоокупаемость»?

8. Почему реформа 1965г. была постепенно свернута?

9. Назвать факторы экстенсивного и интенсивного развития советской экономики в 70-е -80-е гг.

10.Каковы были темпы роста национального дохода в СССР в 1980-1985гг.?

11. С каких мер правительства начинались преобразования системы хозяйствования в 1985г.?

12.Какие государственные законы, принятые в период 1987-1991 гг., изменяли систему хозяйствования?

 

5.1 Контрольное задание для студентов со сроком обучения – 3,5 года.

Контрольное задание определяется по последней цифре номера студенческого билета (зачетной книжки) от «0» до «9». Задание предусматривает написание реферата и краткие ответы на вопросы по соответствующим темам программы дисциплины.

Реферат должен быть представлен в объёме 12-15 страниц (шрифт – 14, интервал – 1,5). Превышение указанного количества страниц нежелательно. Основной критерий оценки – раскрытие содержания темы, аргументация выводов.

Теоретическое описание необходимо дополнять статистическим анализом, позволяющим выявить состояние и закономерности развития объекта исследования.

В реферате должен быть представлен план, включающий основные вопросы, а также перечень используемой литературы.

При выполнении задания, предусматривающего заполнение таблиц, ответы проставляются значками “+” или “-”.

Ответы на вопросы представлены в конце каждой темы программы. При выполнении задания следует дать название вопроса и краткий ответ. Общий объём не должен превышать 1 – 2 стр..

 

Вариант № 0

Реферат. Основные направления государственного регулирования экономики в «Новом курсе» Ф. Рузвельта (США).

Тема 5. Вопросы: №№ 1 – 8.

 

Вариант № 1

Реферат. Состояние и развитие аграрного сектора в различные периоды социалистического строительства в СССР.

Тема 8. Вопросы: №№ 1 – 9.

 

Вариант № 2

Реферат. Экономические программы правительств Р. Рейгана и М. Тэтчер.

Тема 9. Вопросы: №№ 9 – 13.

 

Вариант № 3

Реферат. Денежные реформы 1895 – 1897 гг., 1922 – 1924 гг., и их значение для развития экономики России и СССР.

Тема 9. Вопросы: №№ 1 – 8.

 

Вариант № 4

Реферат. Сравнительный анализ индустриализации экономики России в конце XIX – 1914 гг. и СССР в годы первых пятилеток (1929 – 1940 гг.)

Тема 10. Вопросы: №№ 1 – 8.

 

Вариант № 5

Реферат. Иностранный капитал в экономике России (вторая половина XIX – начало XX вв.).

Тема 8. Вопросы: №№ 10 – 15.

 

Вариант № 6

1. Реферат. Особенности экономической модели хозяйствования в советской России в период 1921 – 1927 гг.

2. Тема 4. Вопросы: №№ 1 – 8.

 

Вариант № 7.

Реферат. Сравнительный анализ методов хозяйствования в России (СССР) в период 1918 – 1921 гг. и 1921 – 1927 гг.

Тема 6. Вопросы: №№ 1 – 7.

 

Вариант № 8

Реферат. Реформирование советской экономики в период 1987–90-е гг.

Тема 7. Вопросы: №№ 1 – 9.

 

Вариант № 9

Реферат. Аграрные преобразования в России (вторая половина XIX – начало XX вв.)

Тема 11. Вопросы: №№ 1 – 8.

5.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СО СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ – 4 И 6 ЛЕТ.

Основные требования к ответам на контрольные вопросы.

Для студентов с 4-летним и 6-летним сроками обучения предлагается для письменного ответа перечень контрольных вопросов.

Выбор варианта контрольных вопросов осуществляется по последней цифре номера студенческого билета (зачетной книжки) – от 0 до 9.

Ответы на вопросы должны быть лаконичны, конкретны, аргументированы. Превышение объема 8 – 10 страниц машинописного текста нежелательно.

Для более полного ответа на поставленные вопросы желательно использование статистических данных, которые могут быть в форме таблиц, графиков, диаграмм.

При подготовке ответов на контрольные вопросы переписывать текст из учебного пособия «История экономики» (авторы: Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина) не рекомендуется.