ВВЕДЕНИЕ
Туризм – это наиболее динамичная отрасль сферы услуг, занимающая во многих странах мира престижное место среди ведущих отраслей экономики. С экономической и социальной точки зрения туризм оказывает большое влияние на отдельные страны и регионы, так как благодаря его развитию появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т.д. Велико и гуманитарное значение туризма, выполняющего образовательную и познавательную функции.
Туристическая отрасль приобретает все большее значение для развития экономики и социальной сферы на Украине, активно интегрируясь в мировую туриндустрию. Приоритетное развитие въездного и внутреннего туризма является важным фактором повышения качества жизни на Украине, создания дополнительных рабочих мест, пополнения валютных запасов страны и повышения ее авторитета на мировой международной арене. Численность работников туристических предприятий на Украине в 2000 г. составляла 113,3 тыс. человек. В период туристического сезона туризм обеспечивает занятость 1,86-2,0 млн. украинцев. Средний показатель занятости в туризме составляет 3 работника на 10 туристов. Общий объем туристических услуг с каждым годом увеличивается. Так, в 2007 г. он достиг 4,5 млрд. гривен.
Индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных специалистов и серьезной профессиональной подготовки. Это особенно актуально на современном этапе развития туризма, когда он становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания. В таких условиях подготовка квалифицированных кадров для сферы туризма предполагает владение знаниями по вопросам истории открытия и освоения земель; возникновения и становления различных видов туризма; вклада выдающихся путешественников-первооткрывателей и основоположников в дело туризма; организации первых туристических фирм, союзов и обществ; создания и совершенствования туристической инфраструктуры и пр. Совокупность этих знаний выступает своеобразным информационным фундаментом для любого специалиста в области туризма: будь то гид, экскурсовод или руководитель туристической группы.
Объектом изучения учебной дисциплины «История туризма» выступает мировой и отечественный туризм. Предметом изучения является история зарождения, становления и развития мирового и отечественного туризма с древности до наших дней. Учебная дисциплина «История туризма» тесно связана с такими науками, как история, география, культурология, этнография, социология, экономика, религиоведение, психология и многими другими.
Основной целью изучения учебной дисциплины является формирование у будущих специалистов сферы туризма теоретических представлений об истории зарождения, становления и развития мирового и отечественного туризма с древности до наших дней.
Основными задачами, которые решаются в процессе преподавания учебной дисциплины, являются: 1) выявить истоки возникновения туризма в истории человечества как социокультурного явления; 2) проследить изменения в мотивах, целях и географии путешествий и туризма в разные периоды истории; 3) сформировать теоретические знания по истории развития мирового и отечественного туризма, которые помогут студентам правильно ориентироваться в потоке современной туристической информации; 4) рассмотреть особенности и тенденции развития туризма на современном этапе развития общества; 5) создать возможность практического применения полученных знаний для создания туристического продукта, его представления и продажи, а также для принятия необходимых в турбизнесе организационных и управленческих решений.
1. Структура и содержание учебной дисциплины «история туризма»
1.1.Тематический план и содержание тем для студентов дневного отделения
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | ТЕМА | Итого | В том числе: | Форма контроля | |||||
Лекций | Семинаров | СРС | |||||||
«История туризма» как наука и учебная дисциплина. Основные понятия дисциплины | - | опрос, тестирование | |||||||
Путешествия в первобытном и древнем мире. Путешествия эпохи античности: Древняя Греция и Древний Рим | - | опрос, тестирование | |||||||
Путешествия и географические открытия Средневековья (V в. – первая пол. XV в.) | опрос, рефераты, тестирование | ||||||||
Эпоха Великих географических открытий (вторая пол. XV в. – XVI в.) | рефераты, тестирование | ||||||||
Развитие мирового туризма в XVII — первой пол. XX вв. | - | опрос, тестирование | |||||||
Первые путешественники Древней Руси. Развитие туризма в Российской империи | опрос, рефераты, тестирование | ||||||||
Развитие туризма в СССР (1917 – 1991 гг.) | - | опрос, тестирование | |||||||
Развитие туризма на Украине и в странах СНГ | - | рефераты | |||||||
Международные туристские организации и конференции | опрос, рефераты, тестирование | ||||||||
Развитие мирового туризма во второй пол. ХХ – начале ХХI вв. | опрос, рефераты, тестирование | ||||||||
Всего: | дифференци-рованный зачет | ||||||||