Анализ конкурентоспособности продукции

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает её от товара- конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определённым параметрам:

· техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

· эстетическим (внешний вид товара);

· эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

· нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

· экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рис.7.1.

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

 

Рис 7.1. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции

Единичные показатели(g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта- конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

Групповой показатель(G) объединяет единичные показатели(gi) по однородной группе параметров (технических, экономических,эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определяемых экспертным путём :

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

I = Gт / Gэ.

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

В рассматриваемом примере (табл.7.9.) оцениваемый холодильник уступает базовому образцу по техническим параметрам, что делает его конкурентоспособ-ным.

I = 0,962 / 0,911 = 1,056.

Таблица 7.9

Единичные и групповые показатели конкурентоспособности холодильников

Показатель Оцениваемый вариант Образец gi ai G  
Технические параметры
Общий объем, дм3 0,97 0,15 0,1455
Полезный объем холодильной камеры, дм3 0,94 0,25 0,235
Полезный объем морозильной камеры, дм3 1,0 0,20 0,20
Замораживающая способность, кг/сут 4,3 4,5 0,95 0,22 0,20
Средний срок службы, лет 1,06 0,10 0,106
Температура в морозильной камере, 0С -15 -18 0,83 0,08 0,0664
Итого - - - - 0,962
Экономические параметры
Цена, у.д.е. 0,875 0,6 0,525  
Расход электроэнергии в сутки, кВт∙ч 1,40 1,45 0,965 0,4 0,386  
Итого - - - - 0,911  
                 

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше 1, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции - совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.