Анализ динамики рынков сбыта продукции
Анализ положения товаров на рынках сбыта
Анализ структуры произведенной продукции
Изделие | Базисная цена изделия, руб. | Объем производства продукции, шт. | Структура продукции, % | Выпуск продукции в базисных ценах, тыс. руб. | Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс. руб. | ||||
t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | Факт, при базисной структуре | t1 | |||
А | 5 000 | 10 000 | 13 300 | 50 000 | 47 500 | 66 500 | +19 000 | ||
Б | 3 000 | 10 000 | 5 700 | 30 000 | 28 500 | 17 100 | -11 400 | ||
Итого | - | 20 000 | 19 000 | 80 000 | 76 000 | 83 6000 | +7 600 |
IВП= 19 000 : 20 000= 0,95.
От рынков сбыта зависит объём продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.
Таблица 7.5
Показатель | Внутренний рынок | Экспорт | ||||
годы | годы | |||||
ххх1 | ххх2 | ххх3 | ххх1 | ххх2 | ххх3 | |
Изделие А | ||||||
Объем реализации продукции, шт. | ||||||
Цена единицы продукции, тыс. руб. | 3,4 | 4,4 | 5,8 | 3,7 | 5,2 | 6,5 |
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. | 2,8 | 3,6 | 4,6 | 3,2 | 4,2 | 5,0 |
Прибыль, тыс. руб. | ||||||
Рентабельность, % | 21,4 | 22,2 | 26,1 | 15,6 | 26,8 | 30,0 |
Изделие Б | ||||||
Объем реализации продукции, шт. | - | - | - | |||
Цена единицы продукции, тыс. руб. | 2,2 | 2,7 | 3,5 | - | - | - |
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. | 1,9 | 2,4 | 3,1 | - | - | - |
Прибыль, тыс. руб. | - | - | - | |||
Рентабельность, % | 15,8 | 12,5 | 12,9 | - | - | - |
Из табл.7.5. видно, что за последние два года спрос на продукцию Б и уровень её рентабельности начали падать, а объём продаж и доходность изделия А увеличились как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
Y «звёзды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
Y «дойные коровы»- эти товары период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;
Y «трудные дети» - это, как правило, новые товары, нуждающие в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звёздами»;
Y «мертвый груз» или «неудачники», - нежизнеспособные товары, неспособствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звёздами», на поддержку достаточного количества «звёзд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:
а) нулевая стадия – изучение и апробация идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) – выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;
в) вторая стадия (рост и развитие продаж) – товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует ещё больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынок;
г) третья стадия (зрелость)- товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде.
д) четвертая стадия (насыщение и спад) – вначале незаметное, а затем резкое сокращение объёма продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам.
Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией, требованиями рыночной конъюнктуры и имеющимся экономическим потенциалом.
В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.
Анализ качества продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объёма продаж, но и более высоких цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от её вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к её стоимости по ценам первого сорта);
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
Индивидуальные (единичные)показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, калорийность угля, содержание белка в продуктах питания и т.д.);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.
Таблица 7.6