Анализ динамики рынков сбыта продукции

Анализ положения товаров на рынках сбыта

Анализ структуры произведенной продукции

Изделие Базисная цена изделия, руб. Объем производства продукции, шт. Структура продукции, % Выпуск продукции в базисных ценах, тыс. руб. Изменение выпуска продукции за счет структуры, тыс. руб.
t0 t1 t0 t1 t0 Факт, при базисной структуре t1
А 5 000 10 000 13 300 50 000 47 500 66 500 +19 000
Б 3 000 10 000 5 700 30 000 28 500 17 100 -11 400
Итого - 20 000 19 000 80 000 76 000 83 6000 +7 600

 

IВП= 19 000 : 20 000= 0,95.

 

 

От рынков сбыта зависит объём продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.

 

Таблица 7.5

Показатель Внутренний рынок Экспорт
годы годы
ххх1 ххх2 ххх3 ххх1 ххх2 ххх3
Изделие А
Объем реализации продукции, шт.
Цена единицы продукции, тыс. руб. 3,4 4,4 5,8 3,7 5,2 6,5
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. 2,8 3,6 4,6 3,2 4,2 5,0
Прибыль, тыс. руб.
Рентабельность, % 21,4 22,2 26,1 15,6 26,8 30,0
Изделие Б
Объем реализации продукции, шт. - - -
Цена единицы продукции, тыс. руб. 2,2 2,7 3,5 - - -
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. 1,9 2,4 3,1 - - -
Прибыль, тыс. руб. - - -
Рентабельность, % 15,8 12,5 12,9 - - -

 

Из табл.7.5. видно, что за последние два года спрос на продукцию Б и уровень её рентабельности начали падать, а объём продаж и доходность изделия А увеличились как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:

Y «звёзды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;

Y «дойные коровы»- эти товары период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;

Y «трудные дети» - это, как правило, новые товары, нуждающие в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звёздами»;

Y «мертвый груз» или «неудачники», - нежизнеспособные товары, неспособствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.

 

Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звёздами», на поддержку достаточного количества «звёзд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».

При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:

а) нулевая стадия – изучение и апробация идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;

б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) – выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;

в) вторая стадия (рост и развитие продаж) – товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует ещё больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынок;

г) третья стадия (зрелость)- товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде.

д) четвертая стадия (насыщение и спад) – вначале незаметное, а затем резкое сокращение объёма продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам.

 

Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией, требованиями рыночной конъюнктуры и имеющимся экономическим потенциалом.

В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.

 

Анализ качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объёма продаж, но и более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от её вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к её стоимости по ценам первого сорта);

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

Индивидуальные (единичные)показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, калорийность угля, содержание белка в продуктах питания и т.д.);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

Таблица 7.6