Динамика производства и реализации продукции

Раздел VII. Анализ производства и реализации продукции

Тема 7.1.Анализ производства и реализации продукции

 

1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

2. Анализ ассортимента и структуры продукции

3. Анализ положения товаров на рынках сбыта

4. Анализ качества продукции

5. Анализ конкурентоспособности продукции

6. Анализ ритмичности работы предприятия.

 

1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

 

Объём производства и объём реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдаётся объёму производства продукции, который определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объём продаж, а, наоборот возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реализовать.

Темпы объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

 

Основные задачи анализа:

· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

Объём производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объёма деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используются сопоставимые или текущие цены.

 

Объём реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и объём её производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и реализации продукции. Их используют при анализе объёмов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

 

Условно натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объёмов производства продукции, исчисленные на основе переводных коэффициентов.

 

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объёмов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях много продуктового производства не представляется возможным выразить общий его объём в натуральных или условно-натуральных измерителях.

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл.7.1.).

 

 

Таблица 7.1

Год Объем произ-водства в текущих ценах, тыс. руб. Средний индекс цен на продукцию Объем прои-вод-ства в ценах базисного года, тыс. руб. Индексы роста Объем реалии-зации в ценах базисного года, тыс. руб. Индексы роста
базис-ные цеп-ные Базис-ные Цеп-ные
ххх1 33 615 1,00 33 615 1,00 1,00 33 345 1,00 1,00
ххх2 41 178 1,25 32 942 0,98 0,98 33 010 0,99 0,99
ххх3 51 744 1,22 33 930 1,01 1,03 33 670 1,01 1,02
ххх4 63 500 1,18 35 287 1,05 1,04 35 354 1,06 1,05
ххх5 77 400 1,15 37 402 1,11 1,06 37 475 1,12 1,06
ххх6 100 320 1,20 40 380 1,20 1,08 39 350 1,18 1,05

При этом объемы производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода. Например, чтобы определить стоимость выпуска продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен на продукцию данного предприятия за n предыдущих периодов:

41 178/1,25=32 942;

51 744/(1,22∙1,25)=33 930 и т.д.

Базисные темпы роста выпуска и реализации продукции определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического года, а цепные – к предыдущему.

Из таблицы видно, что за последние пять лет объём производства вырос на 20%, а объём реализации- на 18%.Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитывать по среднегеометрической:

Тпр=103,7-100 = 3,7%.

 

Соответственно темп роста и прироста объёма реализованной продукции составят: =1,0336=103,36%; ТПР=103,36-100=3,36%.

 

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период( месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл.7.2.

Таблица 7.2.

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием________________ за 20_ _ год

Изделие Объём производства продукции в плановых ценах, тыс.руб. Реализация продукции в плановых ценах, тыс.руб.
план факт +, - % к плану план факт +, - % к плану
Пальто женские из ч/ш ткани 50 000 66 500 +16 500 +33 52 275 62 730 +10 455 +20,0
Пальто женские из п/ш ткани 30 000 17 100 -12 900 -43 31 139 18 302 -12 837 -41,2
Итого 80 000 83 600 +3 600 +4,5 81 032 -2 382 -2,85

Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации недовыполнен на 2,85%, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объёму и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл.7.3.).

 

Оперативный анализ выполнение плана

по выпуску и отгрузке продукции, тыс.руб.

Вид продукции План План с начала месяца 02.01.20_ _г. 03.01. и т.д.  
на сутки на месяц Фактический объём Отклоне-ние от плана  
на сутки С начала месяца  
Изделие А          
Выпуск 2 500 -20    
Отгрузка 2 520 +5    
Изделие Б  
Выпуск 1 600 +5    
Отгрузка 1 640 +3    
Итого:  
Выпуск 4 100 -15    
Отгрузка 4 160 +8    

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей, повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим – это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не преступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии – можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж, скорость продаж и т.д.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.