Государственная собственность и государственное предпринимательство в рыночной экономике

В первом вопросе реферативной работы следует проанализировать сущность государственной собственности и государственного предпринимательства. Государственная собственность имеет трёхуровневую структуру и включает федеральную, региональную и муниципальную собственность. В работе необходимо охарактеризовать объект собственности каждого уровня.

Государственное предпринимательство может осуществляться в двух основных формах: в форме государственных предприятий (весь капитал которых принадлежит государству) и в форме владения пакетами акций (часто контрольных) смешанных частно-государственных компаний. Руководство государственных предприятий ограничено правами оперативного управления, ответственность за процесс производства ложится на государство.

Государственные капиталовложения осуществляются в государственном секторе экономики, второй вопрос должен быть посвящен анализу механизма его функционирования. Необходимо в работе проанализировать структуру и значение государственного сектора. Значительная часть государственного сектора – это объекты инфраструктуры, в большинстве своём нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Продумайте самостоятельно, что ещё включается в государственный сектор экономики.

Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. В связи с этим для рыночной экономики характерен процесс приватизации, которому следует уделить некоторое внимание в работе.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач. Получение прибыли не является первостепенной целью государственных предприятий в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, области охраны окружающей среды и т.д., так как высоких прибылей от этих от этих сфер никто не ждёт. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешёвых услуг, электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе и повышая его рентабельность.

Государственный сектор активно используется как средство государственного регулирования экономики. В условиях кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства. Государственный сектор играет заметную роль в структурной политике, путем создания или расширения государственных объектов в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал проникает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйствам там, где мотивация для частного капитала оказывается недостаточной и в результате служит повышению эффективности хозяйства в целом.

В заключительном вопросе реферативной работы предстоит, используя фактический материал, проанализировать масштабы и структуру государственного сектора в экономике России.

 

Литература

 

1. Аношина, Ю.Ф. Трансформация государственной собственности на землю и становление новых форм землепользования в Российской Федерации / Ю.Ф. Аношина // Вопросы региональной экономики. – 2011. – Т. 8. – № 3. – С. 45-60.

2. Беляева, Д.А. Концентрация производства и капитала посредством слияний и поглощений в условиях трансформации посткризисной рыночной среды / Д.А. Беляева // Экономика и управление. – 2011. – № 10. – С. 93-97.

3. Дементьев, В.Е. Госкорпорации в экономической стратегии России: к продолжению дискуссии в связи с «антигоскапиталистическими» установками федеральных властей / В.Е. Дементьев // Российский экономический журнал. – 2011. – № 3. – С. 3-20.

4. Зельднер, А.Г. Приватизация в стратегии решения проблем бюджетного дефицита* / А.Г. Зельднер, Р.И. Ширяева // Экономические науки. – 2011. – № 74. – С. 11-16.

5. Кропачев, С.В. Итоги приватизации государственной собственности в Красноярском крае / С.В. Кропачев //ЭКО. – 2011. – № 7. – С. 107-107a.

6. Моляков, А.Ю. Государственная корпорация как особый субъект рыночной экономики / А.Ю. Моляков // Экономические науки. – 2011. – № 78. – С. 19-21.

7. Ржевская, Т.Г. Проблемы управления государственными ресурсами / Т.Г. Ржевская // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 46. – С. 16-19.

8. Ручкина, Г.Ф. К вопросу об уплате государственной пошлины по искам о признании права собственности на недвижимое имущество / Г.Ф. Ручкина, О.Ю. Ручкин // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 38. – С. 148-151.

9. Рябинин, В.В. Госкорпорации в системе промышленности России / В.В. Рябинин, А.В. Соколов // Экономические науки. – 2011. – № 76. – С. 145-148.

10. Ширяева, Р.И. Управление отношениями собственности в предпринимательском сегменте государственного сектора / Р.И. Ширяева // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 45. – С. 166-172.