III. Примирительные камеры

II. Фабрично-заводские комитеты

1) На всех заводах и фабриках учреждаются фабрично-заводские комитеты (советы старост), избранные из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего равно­го и т. д. избирательного права.

2) Задачей этих комитетов является: а) представитель­ство рабочих данного предприятия в их сношениях с пред­ставительными и общественными учреждениями; б) форму­лировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих данного предприятия; в) разрешение вопро­сов, касающихся внутренних взаимоотношений между са­мими рабочими предприятия; г) представительство от рабо­чих перед администрацией заводов и фабрик и владельцами предприятий по вопросам, касающимся взаимоотношений между ними и рабочими.

1) Примирительные камеры учреждаются на всех заводах и фабриках для разрешения недоразумений, возникающих из взаимоотношений владельцев предприятий, администрации и рабочих.

2) Примирительные камеры состоят из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации предприятия.

5) В случае, если примирительные камеры не достигнут соглашения между рабочими и предпринимателями, воп­рос переносится на разрешение Центральной примири­тельной камеры.

6) В Центральную примирительную камеру входят выбор­ные представители в равном количестве, как от Совета рабо­чих депутатов, так и от общества фабрикантов и заводчиков.

IV. Удаление мастеров или лиц администрации без раз­бора дела в примирительной камере, а тем более насиль­ственное удаление (самосуд) недопустимо[254].

§ 3. Изменения государственного строя России после Февральской революции

 

7 марта министр юстиции опубликовал призыв к гражданам «не омрачать насилием светлого торжества великого народа» и разослал всем прокурорам окружных палат и окружных судов по телеграфу приказ об освобождении всех политических зак­люченных: «Предлагаю провести лично освобождение, передав каждому освобождение от моего имени». А вот распоряжение министра юстиции прокурору Тобольского окружного суда — «Немедленно освободить тальмана финляндского сейма Свин-хувуда и доставить его в Петроград в обстановке, соответству­ющей носимого им почетного звания».

6 марта министр юстиции А. Ф. Керенский передал в Прави­тельствующий сенат подлинники актов об отречении Нико­лая II и отказе Михаила от царства. Сенат определил опублико­вать эти акты и в лице Керенского приветствовал новое прави­тельство, передав признательность за быстрое восстановление законности и порядка, и предоставил себя в распоряжение Временного правительства. Керенский произнес прочувство­ванную речь: «Счастлив, что на мою долю выпало передать в учреждение, созданное гением великого Петра для охраны права и законности, акты первостепенной важности, обнаро­дование которых завершает собою упразднение старого строя».

Активность, публицистичность, подчеркнутая демократич­ность поведения заметно отличали Керенского от последующих министров, имен которых население не успевало запоминать. Он возглавлял самые заметные акции Временного правитель­ства. Так, 2 марта он послал распоряжения иркутскому военно­му губернатору и енисейскому губернатору о немедленном и полном освобождении арестованных членов Государственной думы и обеспечении им почетного возвращения в Петроград. В этот же день он призвал адвокатуру (близкий ему институт — он сам был адвокатом) к участию в установлении истинного правосудия. Он приветствовал советы присяжных поверенных, «всегда стоявших на страже права и свободы народа», а также просил петроградский совет присяжных поверенных оказать Министерству юстиции содействие в действии реформирова­ния ведомства и создании правильного правосудия.

Бурная деятельность Керенского привела его на должность военного и морского министра, а затем председателя Времен­ного правительства.

До созыва Учредительного собрания Временное правитель­ство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполни­тельную власть. Оно стало высшим органом государства по воп­росам законодательства, надзора и верховного управления, заменив императора, Госсовет и Государственную думу, которая фактически не действовала с марта 1917 г. По вопросам, требу­ющим рассмотрения в законодательном порядке, правительство издавало постановления за подписью всех членов. В порядке вер­ховного управления, на основании действующих законов, изда­вались указы правительства и распоряжения министров.

С одной стороны, такая концентрация власти в революци­онный период должна была способствовать преодолению кри­зиса. С другой стороны, она противоречила программным уста­новкам кадетской партии, стремившейся к созданию правово­го государства. Поэтому для координации законодательной деятельности правительства в марте 1917 г. было создано Юри­дическое совещание. На него возлагались следующие обязаннос­ти: «обсуждение вопросов публичного права, возникающих в свя­зи с установлением нового государственного строя»; подготовка юридических заключений по законопроектам по поручению пра­вительства. Юридическое совещание состояло из 7 специалистов в области права во главе с кадетом Ф. Ф. Кокошкиным.

В Обращении к населению России (март 1917 г.) правитель­ство заявило, что считает своим долгом еще до созыва Учреди­тельного собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия. В первую очередь была объявлена полная амнистия по полити­ческим и религиозным делам, свобода слова, печати, собра­ний, отменены сословные, религиозные, национальные огра­ничения, смертная казнь, упразднена цензура.

В апреле 1917 г. правительство приняло постановление о со­браниях и союзах. Отныне все российские граждане имели пра­во «без особого на то разрешения образовывать общества и со­юзы в целях, не противных уголовным законам». Образованные общества и союзы получили право объединяться с другими об­ществами и союзами и иными организациями (в том числе с обществами и союзами, образованными за границей). Прину­дительное закрытие общества или союза становилось возмож­ным лишь по решению суда.

Временное правительство стремилось сохранить государ­ственный аппарат. Поэтому оно ограничилось упразднением жандармерии и полиции. В марте правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. По инициативе Юридического совещания в мае 1917 г. было принято постановление «О судах по административным делам». Административный судья обладал правом рассматри­вать дела по протестам комиссаров правительства на местные органы и жалобы местных органов на комиссаров; по жалобам правительственных учреждений на земские органы.

В мае 1917 г. Временное правительство значительно расши­рило компетенцию земств. К ведению органов местного само­управления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговиз­ны. Исполнительными органами земств стала милиция.

Однако первоочередными стали задачи, связанные с нор­мализацией экономической жизни страны и установлением со­циального мира. Временное правительство приступило к пла­номерному государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений. С этой целью формируется цент­рализованная система государственных регулирующих органов.

29 апреля 1917 г. было принято постановление правитель­ства «Об учреждении земельных комитетов». Повсеместно уч­реждались губернские, уездные, волостные земельные комите­ты, которые комплектовались на выборной основе. Возглавлял эту систему Главный земельный комитет. В их ведении находи­лись вопросы сельского хозяйства и эксплуатации земли. Коми­теты становились проводниками постановлений центральной власти на местах. Они имели право приостанавливать действия частных лиц, направленные к обесценению сельскохозяйствен­ных и муществ, если эти действия не вызывались общественной и государственной необходимостью, а также возбуждать перед Главным земельным комитетом вопросы об изъятии такого имущества из распоряжения частных лиц.

5 мая 1917 г. было создано Министерство продовольствия. В его компетенции находилось снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия, регулирование производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости.

В июне 1917 г. правительством был создан Экономический совет (орган, возглавивший всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган при Совете). Экономический совет во главе с министром — председателем правительства должен был решать общие вопросы эко­номической политики. В его состав вошли все министры, пред­ставители Советов, кооперативов, влиятельных предпринима­тельских организаций, известные экономисты (П. Пальчин-ский, П. Струве, В. Громан, П. Маслов и др.).

Главный экономический комитет составили назначенные правительством представители министерств. Права Главного экономического комитета были чрезвычайно широки и заклю­чались в следующем:

— устанавливать планы снабжения и распределения продук­тов, предельные и твердые цены, планы массовых заготовок, планы и условия перевозок всех грузов, планы распределения рабочей силы;

— назначать реквизиции, принудительное изъятие недви­жимых имуществ и налагать секвестр;

— устанавливать основания закрытия предприятий или со­кращения их деятельности.

Временное правительство установило ряд государственных мо­нополий. 25 марта 1917 г. была введена государственная монопо­лия на торговлю хлебом. Постановление «О передаче хлеба в рас­поряжение государства и о местных продовольственных органах» требовало, чтобы хлеб передавался местным продовольственным органам по твердым ценам. В случае обнаружения скрытых запасов предусматривались реквизиции по половинной цене. Для «заве-дывания продовольственным делом» создавались губернские, уез­дные, городские и волостные продовольственные комитеты из представителей общественных организаций, местного самоуправ­ления. В их компетенции находились учет запасов, осуществление реквизиций, определение условий поставок продовольствия госу­дарству, контроль над ценами и т. д. Кроме того, комитеты обла­дали правом вмешиваться в систему хозяйствования (определяли количество постоянных и временных рабочих в хозяйстве).

16 июля 1917 г. было принято «Положение о передаче до­нецкого топлива в распоряжение государства и о государствен­ной монополии торговли донецким топливом». Все ранее зак­люченные коммерческие сделки объявлялись утратившими силу. Все донецкое топливо распределялось между потребите­лями на основании плана, составленного Особым совещанием по топливу. В случае отказа выполнять условия монополии пре­дусматривались реквизиции по половинной цене.

Временное правительство широко использовало нормирова­ние цен, чем ограничивало свободу торговли. Твердые цены были установлены на основные виды сырья (металлы, ткани, кожи и т. д.), топлива, сельскохозяйственную продукцию, часть готовых изделий (сельскохозяйственные машины и ору­дия). Твердые цены распространялись на казенные и частные поставки, их нарушение приводило к реквизициям.

5 мая 1917г. было учреждено Министерство труда во главе с меньшевиком М. И. Скобелевым. Государство в лице министер­ства должно было вмешиваться в социальные отношения и ре­гулировать трудовые конфликты. Оно состояло из шести отде­лов:

1. Отдел законодательных предположений;

2. Отдел охраны труда;

3. Отдел урегулирования взаимоотношений между трудом и капиталом;

4. Отдел социального страхования;

5. Отдел рынка труда;

6. Отдел статистики.

Позднее образовались три комитета: по распределению ра­бочей силы, послевоенной демобилизации и условиям труда на государственных предприятиях. 11 июля 1917 г. правительство издало закон о местных комиссарах Министерства труда. Ко­миссары труда назначались министром труда до момента созда­ния инспекций труда. Закон предусматривал назначение 40 комиссаров, но к концу августа их насчитывалось только 20. На комиссаров возлагались следующие обязанности:

— осуществлять надзор за исполнением трудового законода­тельства и страхованием рабочих;

— организовывать примирительные камеры и третейские суды;

— организовывать биржи труда и местную рабочую статис­тику;

— защищать интересы труда в регулирующих учреждениях.

Временное правительство настаивало на том, чтобы конф­ликты между трудом и капиталом подлежали обязательному примирительному разбирательству. Поэтому оно предпринима­ло шаги для организации разного рода примирительных учреж­дений. В марте 1917г. при участии правительства была образова­на Центральная примирительная камера в Петрограде. Позднее Примирительная камера появилась при Министерстве труда. 5 августа 1917 г. было издано Положение о примирительных уч­реждениях. Примирительные камеры организовывались по предприятиям, по районам, по отдельным отраслям промыш­ленности. Они состояли из равного числа рабочих и предпри­нимателей. В случае возникновения конфликта стороны обра­щались к комиссару труда с просьбой о возбуждении процесса. Однако решения примирительных камер не были принудитель­ными. В случае отказа сторон выполнить решение примиритель­ной камеры предусматривалась возможность обращения к третейским судам — высшим примирительным инстанциям. Решение третейского суда было обязательным. В случае недо­стижения соглашения между сторонами предусматривалась возможность обращения в Центральную примирительную ка­меру. В области земельных и сельскохозяйственных отношений обязанности разрешения споров возлагались на земельные ко­митеты. Они могли учреждать примирительные камеры по образцу третейских судов. Их решения являлись обязательными для сторон.

За время своего существования Министерство труда обеспе­чило принятие важнейших законопроектов. Постановлением 1 июня 1917 г. был отменен закон 1913 г. о допущении к под­земным и ночным работам на каменноугольных копях женщин и детей, не достигших 15-летнего .возраста. 8 августа 1917 г. был одобрен закон, запрещавший ночную работу женщин и подро­стков до 17 лет в фабрично-заводских предприятиях. Закон 11 октября 1917 г. запретил наложение штрафов или каких-либо денежных взысканий с рабочих властью предпринимателя.

25 июля 1917 г. был принят закон об обеспечении рабочих на случай болезни. Согласно ему во всех промышленных пред­приятиях с числом рабочих не менее 5 человек учреждались больничные кассы. Взносы рабочих равнялись взносам пред­принимателей. Кассы передавались в управление рабочих.

19 августа 1917 г. правительство издало закон о биржах труда. Согласно закону в городах с числом жителей не менее 50 тыс. учреждались биржи труда. В их задачи входили регистрация спроса и предложений труда, сбор статистических сведений о безработных. Биржи образовывались из представителей рабочих и работодателей на паритетных началах. Биржи труда были бесплатными и соблюдали нейтральность. Предприятия, на кото­рых происходили стачка или локаут, не могли пользоваться ус­лугами бирж. Однако до конца октября было открыто только 27 бирж труда из намечавшихся 90.

В апреле 1917 г. вышло постановление правительства о рабо­чих комитетах. Рабочие комитеты учреждались на частных и ка­зенных предприятиях. Члены комитетов избирались на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Они под­лежали увольнению только по решению примирительных уч­реждений. К предметам ведения комитетов относились вопросы представительства рабочих предприятия перед администрацией (заработная плата, рабочее время, правила внутреннего распо­рядка и т. д.), правительственными и общественными учрежде­ниями. Рабочие комитеты должны были способствовать введе­нию экономической борьбы рабочих в организованные рамки и помочь правительству в его борьбе с экономическим кризи­сом и социальной конфронтацией.

На деле рабочие комитеты действовали за рамками закона. В правительство постоянно поступали заявления от промыш­ленников о фактах вмешательства фабзавкомов в распоряжения администрации и владельцев предприятий, о захватах управле­ния предприятий. В среде активистов фабзавкомов росло стрем­ление перейти от захвата отдельных предприятий к захвату уп­равления народным хозяйством в целом (резолюция I Конфе­ренции фабрично-заводских комитетов Петрограда от 1 июня 1917г.).

Возраставшие требования рабочих об увеличении заработ­ной платы заставили правительство ограничить прибыли про­мышленности для умиротворения народных масс. 12 июня были приняты три налоговых закона: об установлении едино­временного налога на доходы, о повышении ставок обложения по подоходному налогу и налогу на сверхприбыль (военную прибыль). Согласно этим законам, норма обложения высших доходов была доведена с 12,5 до 30%. Законы расширяли круг предприятий и частных лиц, подлежавших обложению налогом на военную сверхприбыль за 1916—1917 гг. Предельный размер обложения прибыли повышался до 90%.

Временное правительство не решило один из основных воп­росов революции — аграрный. Постановление по земельному вопросу от 19 марта провозгласило, что решение о проведении земельной реформы может принять только Учредительное со­брание. До его созыва министру земледелия было поручено провести подготовительную работу, собрать необходимые ма­териалы для решения земельного вопроса. Постоянные кресть­янские волнения заставили правительство принять постановле­ние «Об охране посевов» (11 апреля 1917 г.). Продовольствен­ные комитеты получили право контроля за обработкой земли. Незасеянные земли подлежали принудительной передаче в аренду другим земледельцам. В случае насильственной порчи посевов в результате народных волнений было гарантировано владельцам возмещение убытков. Окончательная дискредита­ция Временного правительства в глазах крестьянства произош­ла летом 1917 г., когда в деревню были направлены воинские отряды для принудительной реквизиции хлеба по твердым це­нам.

Одним из наиболее значимых министерств в этот период было Министерство юстиции. .

5 марта для заведования отдельными министерствами Ис­полнительный комитет Думы назначил особых комиссаров из состава депутатов. На Министерство юстиции были назначены В. А. Маклаков, М. С. Аджемов, В. М. Баскаков. Министром юс­тиции был назначен А, Ф. Керенский.

В связи с тем, что «между солдатами, населением и рабочи­ми возникают в городе печальные недоразумения», были обра­зованы временные суды, состоявшие из трех членов — мирово­го судьи, представителя армии и представителя рабочих, име­ющих равные права. Первое упоминание о временных судах датировано 3 марта, а 8 марта для них опубликована инструк­ция. Временным судам были подсудны деяния против личности и имущественной безопасности граждан, против общественно­го порядка и спокойствия, в том числе посягательства против общественного порядка и спокойствия, а также посягательства против нового порядка. Суд имел право налагать следующие наказания: выговор, замечание, внушение, штраф не свыше 1000 руб., арест не свыше 3 месяцев, тюремное заключение не свыше 1,5 лет. Более серьезные дела передавались в другие органы. Решения временного суда обжалованию не подлежали, но могли быть отменены Министерством юстиции в порядке надзора. Также в функцию судов входил надзор за тем, чтобы никого не содержали под стражей без надлежащего постановления Временного правительства. Всех неправильно задержан­ных суд должен был немедленно освобождать. Но благие наме­рения разошлись с действительностью. Прокурор Петроград­ской судебной палаты в смятении обращался к министру юсти­ции: число арестованных уже к середине марта достигло нескольких тысяч, положение осложняется с каждым днем; он предлагал образовать Комиссию по арестованным, включаю­щую председателя и членов — мирового судью, товарища про­курора, по одному представителю от Совета рабочих депута­тов, от общественного градоначальства, от Государственной думы, от Главного тюремного управления и от адвокатуры. Ко­миссия должна вести регистрацию арестованных; суды — рабо­тать в две смены, аресты — производиться только по письмен­ному приказу прокурора.

Указом 5 марта 1917 г. при министре юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования про­тивозаконных действий бывших министров, главноуправляю­щих и других высших должностных лиц. Комиссия просуще­ствовала до Октябрьской революции. Деятельность ее заключа­лась в допросах высших царских чинов, генералов, придворных лиц, а также отдельных партий. Комиссия выявила множество фактов нарушения законности и принципов судопроизводства: гласности и несменяемости судей, независимости судей в рас­смотрении дел; зафиксировала случаи смягчения наказания погромщикам (черносотенцам, полицейским), применения те­лесных наказаний к политическим заключенным; установила факты невозбуждения или прекращения судебных дел в отно­шении секретных сотрудников полиции и провокаторов и т. п.

6 марта Временное правительство выпустило Указ об амни­стии. В документе говорилось о предании навсегда забвению де­яний, совершенных по политическим побуждениям (за исклю­чением побуждений изменнического свойства). 12 марта 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь.

Были изданы постановления об отмене розог, оков, смири­тельной рубашки, о сокращении на полсрока заключения жен­щин, облегчении участи лиц, совершивших уголовные пре­ступления. Льготы предоставлялись также выразившим готов­ность послужить Родине на фронте на передовых позициях. Ранее были определены льготы для женских батальонов. 17 марта 1917 г. Временное правительство выпустило постановление об облегчении участи лиц, совершивших уголовные пре­ступления, в котором предполагалось:

— заменить смертную казнь ссылкой в каторжные работы на 15 лет;

— освободить от наказания всех присужденных к наказанию не выше заключения в крепости и тюрьме;

— лицам, присужденным к каторге, сократить срок наполо­вину, бессрочную каторгу заменить срочною на 15 лет;

— лиц, выразивших готовность послужить Родине на поле брани в рядах защитников Отечества, условно освободить от наказания;

— наполовину сократить срок неотбытого наказания при добровольном возврате лиц, бежавших из мест заключения;

— распространить льготы на дезертиров, если они явятся не позже 1 мая (затем срок продлевался до 15 мая и т. д.);

— освободить от каторжных работ и перевести в разряд ссыльнопоселенцев несовершеннолетних лиц, осужденных в каторгу на срок менее 4 лет, и др.

Мероприятия в сфере юстиции проводились постоянно. Принимались документы о временном возложении на членов Петроградского окружного суда обязанностей мировых судей в пределах петроградского столичного и уездного судебно-миро-вых округов, о возврате залогов, установленных в качестве га­рантии явки к следствию и суду, и проч.

5 мая 1917 г. министром юстиции стал П. Н. Переверзев. Но­вые люди заняли многие ключевые посты. Руководителем Глав­ного тюремного управления был назначен профессор А. Жиже-ленко. Уже 8 марта 1917 г. он издал указ тюремной инспекции и администрации: «Прошу не забывать, что главная задача нака­зания — перевоспитание человека, имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или не­благоприятно сложившихся внешних обстоятельств. Все, что способно умалить личные достоинства человека, должно быть устранено из режима лишения свободы. Предлагается не при­менять телесных наказаний, наложение кандалов. Чины тюрем­ной администрации, нарушавшие тюремный долг или совер­шившие преступления по службе, немедленно предаются суду». 10 марта Главное тюремное управление созвало совещание об урегулировании мест заключения, обсуждались вопросы созда­ния единого «банка данных» — списка всех заключенных для выдачи справок о них в это запутанное время, вопрос взаимо­отношений с надзирателями — ставленниками старого режима и другие проблемы.

16 марта вышел выразительный, продиктованный обста­новкой в стране и, в частности, на транспорте циркуляр мини­стра юстиции о праве председателей и членов окружных судов на проезд в товарных вагонах. 25 марта 1917 г. Временное прави­тельство постановило образовать при Министерстве юстиции Комиссию «для восстановления основных начал Судебных ус­тавов и согласования их с происшедшей переменой в государ­ственном устройстве». Временное правительство признало, что Судебные уставы были изначально испорчены позднейшими узаконениями, подорвавшими начала правильного судопроиз­водства: гласности, независимости судей и участия в суде об­щественных элементов. Судебная же практика в деле уклонения от этих начал пошла еще дальше — независимость стала пус­тым звуком, гласность исчезла из зала суда по первому жела­нию администрации, наиболее важные дела (государственные, должностные преступления) были изъяты из ведения суда присяжных заседателей. Допросы проводились с пристрастием и угрозами, применялись даже пытки.

При Министерстве юстиции действовала Комиссия по по­милованию: министр принимал просьбы о помиловании или облегчении участи заключенных и передавал их для принятия решения Временному правительству. Вообще в Минюсте созда­валось множество комиссий по различным вопросам: Комис­сия, предназначенная разобраться с арестами в Кронштадте (создана 13 марта), Комиссия по пересмотру учреждения су­дебных установлений (провела совещание в мае), Комиссия по пересмотру уставов уголовного и гражданского судопроизвод­ства, Комиссия по пересмотру и введению в действие Уголов­ного уложении 1903 г. Временное правительство издавало много постановлений по проблемам юстиции: 26 апреля — об отмене ссылки, о должностях в Министерстве юстиции, 4 мая — о временном устройстве местного суда. Еще в 1912 г. в обязан­ность прокурорам было вменено особенно внимательно сле­дить за составом присяжных заседателей, которые, как счита­лось, зачастую не отвечают необходимым требованиям по сво­им человеческим и профессиональным качествам. Циркуляр Временного правительства Минюсту гласил, что такой надзор не соответствует закону, граждане России не нуждаются в опе­ке! 5 мая на особом совещании при Министерстве юстиции бурно обсуждался вопрос об обязательности в существующих условиях соблюдения принципа несменяемости судей. Новый министр высказался за возможность снятия судей, однако де­мократическое большинство с энтузиазмом отстояло этот принцип.

Но уже вскоре стали приниматься решения по ужесточе­нию правового режима. В июне 1917 г. председателям судебных мест было приказано вне очереди рассматривать дела о пре­ступлениях на железных дорогах и водных путях. 20 июня под­нимается вопрос о восстановлении уголовных дел, уничтожен­ных во время событий в конце февраля — начале марта 1917 г. 17 июля при Минюсте была организована Следственная ко­миссия для расследования степени участия отдельных частей войск и чинов гарнизона Петрограда и его окрестностей в вос­стании 3—5 июля 1917.г., 29 августа — Чрезвычайная комис­сия для расследования дела о бывшем Верховном главноко­мандующем генерале Корнилове и соучастников его. 19 сен­тября Министерство юстиции обратилось к прокурорам в связи с тем, что на местах в угрожающей степени участились случаи нарушения государственного порядка и правильного течения общественной и экономической жизни различными «самочинными» организациями, а также случайными скопи­щами, действующими под влиянием преступных подстрека­тельств. Чрезвычайно возросло количество тяжких общеуголов­ных посягательств — против личной свободы, жизни и имуще­ства граждан.

15 июня 1917 г. было принято решение об учреждении при министре юстиции Особой комиссии для обследования дея­тельности бывшего Департамента полиции. 23 июня циркуляр Министерства юстиции призвал прокуроров следить за наказа­нием высших должностных лиц МВД, виновных в «моральном растлении» органов государственной власти и всего общества. Это преступление заключалось в том, что высшие должност­ные лица МВД в целях обнаружения и ликвидации сообществ, целью которых было ниспровержение бывшего государствен­ного строя, внедряли в составы революционных партий «аген­тов внутреннего наблюдения» (секретных сотрудников и т. п.). Этот прием охраны прежнего режима вызвал взрыв общественного негодования. Лица, причастные в прошлом к розыскной деятельности, стали опасными для провозглашенного строя.

Быстрая смена главных действующих лиц стала постоянным признаком жизни общества в целом и деятельности Министер­ства юстиции в частности. 6 июля 1917 г. Временное правитель­ство освободило от возложенных обязанностей министра юсти­ции Переверзева.

10 июля министром юстиции и членом Временного прави­тельства назначается член Государственной думы И. Н. Ефре­мов, а 25 июля — А. С. Зарудный.

3 сентября Зарудный «освобождается согласно заявлению oi возложенных на него обязанностей по означенной должнос­ти», 25 сентября — присяжный поверенный округа Москов­ской судебной палаты П. Н. Малянтович назначается мини­стром юстиции. Еще в мае была упразднена назначаемая част! членов Госсовета. Последний министр юстиции Временногс правительства 20 октября 1917 г. дал распоряжение об аресте Ленина. 24—26 октября вооруженное восстание в Петрограде положило конец кризису верховной власти. Временное прави­тельство было низложено. ИзСмольного, тысячекратно повто­ренные по всей огромной стране и в мире, по-разному услы­шанные и воспринятые, прозвучали слова: «Социалистическая революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась!». И эти слова-набат были началом; дело же революции в многомиллионной и многонациональной России продолжалось более 70 лет и при всей своей неодноз­начности стало главным событием XX в.