V. О предметах ведения Государственной Думы

III. О членах Государственной Думы

I. О составе и устройстве Государственной Думы

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, входящих к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Законов и в по­рядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная Дума образуется из членов, избирае­мых населением Российской Империи на пять лет на осно­ваниях, указанных в Положении о выборах в Думу.

3. Государственная Дума может быть, до истечения пя­тилетнего срока полномочий ее членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государствен­ной Думы и сроки их перерыва в течение года определяют­ся указами Императорского Величества.

5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды Отделы и Комиссии.

6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предме­ты их ведомства устанавливаются Государственной Думой.

7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

14. Члены Государственной Думы пользуются полной сво­бодой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной Думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе, как по рас­поряжению судебной власти, а равно не подлежит лично­му задержанию за долги.

16. Для лишения свободы члена Государственной Думы во время ее сессии должно быть испрошено предваритель­ное решение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день...

22. Члены Государственной Думы за преступные дея­ния, совершенные при исполнении или по поводу испол­нения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основани­ях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления...

31. Ведению Государственной Думы надлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления дей­ствия и отмены;

б) Государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами Министерств и Главных Управлений, равно как денежные из казны ассигнования, Росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению Государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующих Высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местнос­тях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного Земскими Собраниями и городскими Думами...

32. Государственная Дума может возбуждать предполо­жения об отмене или изменении действующих и издании новых законов... за исключением Основных Государствен­ных Законов.

33. Государственная Дума может обращаться к Мини­страм и Главноуправляющим отдельными частями, подчи­ненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными[242].

Свод основных государственных законов (1906 г., апреля 23)

(Извлечение)