Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота
Розничный товарооборот торгового предприятия (организации) является составной частью товарооборота города (области, района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота предприятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота города (области, района) и покупательной способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров, повышению качества обслуживания покупателей. Одновременно исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и рациональными нормами — по непродовольственным позволяет изучить и оценить степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах.
При анализе динамики розничного товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
где Трост — среднегодовой темп роста изучаемого показателя за п лет; Хn — изучаемый показатель в отчетном периоде; X0 — изучаемый показатель в базисном периоде; п — число периодов.
Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации (предприятия), то необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота (если это не было сделано ранее), и анализ должен проводиться также по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли, т.е. интенсивных факторов. Для определения товарооборота торговой фирмы по сопоставимому числу магазинов составляют специальную аналитическую таблицу.
При анализе динамики товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности предприятий важно правильно определить базисный год. Он, в частности, может быть начальным для развития определенных тенденций, оказывающих значительное влияние на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли организационно-структурные изменения в составе предприятия (торговой организации).
Если имеется необходимая информация, то анализ розничного товарооборота по месяцам и кварталам должен проводиться и в сопоставимой оценке.
Равномерность развития товарооборота торгового предприятия можно более углубленно проанализировать, используя данные табл. 1.3.
Товарооборот фирмы «Торговый дом» распределялся по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был четвертый квартал, наименее напряженными — первый и второй. Планом предусматривалось некоторое снижение напряженности в развитии розничной реализации товаров. Однако это задание не выполнено.
Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицы.
Необходимо также проанализировать динамику равномерности развития розничного товарооборота торгового предприятия за последних три года по месяцам, кварталам и полугодиям. Результаты анализа равномерности развития товарооборота в динамике оформляют в виде специальной таблицы.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам (рис. 1.1), исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.
Коэффициент ритмичностиопределяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием план товарооборота выполнен в девяти месяцах из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9 : 12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %. Для определения коэффициента равномерностинеобходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (v):
где X— процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал; X — процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; п — число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Среднее квадратическое отклонение позволяет изучить и оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:
Kравн = 100-v.
Проанализируем равномерность выполнения плана розничного товарооборота по месяцам отчетного года; предварительно определив среднее квадратическое отклонение:
Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана розничного товарооборота по месяцам отчетного года по торговому предприятию равен:
Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на 98,2 % (100,0 — 1,8).
После изучения общего объема розничного товарооборота переходят к анализу его состава. По составу розничный товарооборот подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает их реализацию за наличный и безналичный расчет и в кредит. Розничный товарооборот также детализируется по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу самообслуживания, с использованием других прогрессивных форм обслуживания покупателей и традиционных методов торговли), по месту реализации товаров (продажа товаров через магазины, палатки, ларьки, киоски, развозную и разносную торговлю). Анализ состава товарооборота проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях. Относительным показателем, в частности, является доля (удельный вес) отдельных видов реализации в общем объеме розничного товарооборота. Изучение продажи товаров населению в кредит, кроме того, проводят с использованием натуральных измерителей. Анализ состава товарооборота проводят как в сравнении с данными плана, так и в динамике. Если по составу товарооборота отсутствуют плановые данные, то его изучают в динамике за ряд лет.
Розничные торговые предприятия должны обеспечивать население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. Поэтому следует изучить степень выполнения плана и динамику розничной реализации по отдельным товарам и товарным группам, обеспечение бесперебойной торговли, соблюдение ассортиментного перечня (минимума) вотделах и секциях магазинов, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Анализ ассортиментаи структуры розничного товарооборотаобычно проводят по 35 продовольственным и 61 непродовольственной товарным группам (в таком же разрезе, как составляется «Отчет по розничной торговле»). Если анализ проводят с использованием простейшей вычислительной техники, то все товары могут быть сгруппированы в 10—15 товарных групп. При выполнении аналитических работ на ЭВМ с использованием других современных технических средств и новейших компьютерных технологий изучение розничной реализации товаров должно проводиться в развернутом ассортименте. Анализ продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения следует проводить с использованием не только стоимостных, но и натуральных показателей (по данным форм № 3-торг «Отчет о продаже и запасах товаров» и № 3-торг «Отчет о розничной торговле
Изучение ассортимента и структуры розничного товарооборота должно проводиться не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.
При анализе торговой деятельности предприятий необходимо проверить соблюдение магазинами ассортиментного минимума на товары, правил торговли, изучить качество и культуру обслуживания покупателей.
Анализ розничного товарооборота проводят также по каждому торговому предприятию, а внутри их — по отделам, секциям, бригадам, филиалам. С целью выявления и устранения недостатков в торговой деятельности прежде всего изучают работу подразделений, не выполнивших план товарооборота, с низкими темпами развития розничной реализации товаров. Такое положение может быть результатом недостатков в снабжении товарами, ор-. ганизации торговли, рекламе, завышения планов по розничному товарообороту, длительного закрытия магазинов для проведения инвентаризаций и проверок, текущего и капитального ремонтов и т.п. Особое внимание уделяют изучению результатов работы торговых предприятий, добившихся высоких темпов роста товарооборота, что позволяет проанализировать и обобщить передовой опыт хозяйствования.