Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота

Глава 1. Анализ розничного товарооборота

I. Анализ хозяйственной деятельности торговых предприятий

 

Розничный товарооборот является одним из основных пока­зателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность предприятий торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям за наличный расчет — для коллектив­ного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров при­мерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товаро­оборот получает около 90 % фонда личного потребления. В усло­виях формирования и развития рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и куль­турного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оце­ниваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопостави­мых ценах необходимо фактический его объем за период, с кото­рого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных това­ров, активно воздействует на формирование потребностей, эсте­тических вкусов людей, их благосостояние.

Исходя из вышеизложенного, основные задачи анализа роз­ничного товарооборота могут быть сведены к следующим:

• проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные то­вары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономи­ческого и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

• изучение, количественное измерение и обобщение влия­ния факторов на выполнение плана и динамику рознично­го товарооборота; комплексная оценка торговой деятель­ности предприятия;

• выявление путей, возможностей и резервов роста товаро­оборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

• разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товаро­оборота торгового предприятия.

В настоящее время в розничный товарооборот не включаются: 1) продажа непродовольственных товаров юридическим лицам, включая организации и учреждения социальной сферы, и про­дажа продовольственных товаров юридическим лицам, не отно­сящимся к социальной сфере; 2) выдача работникам торгового предприятия товаров в погашение задолженности по заработной плате; 3) продажа на предприятиях торговли проездных билетов, талонов на проезд на всех видах транспорта, лотерейных биле­тов, телефонных карточек, почтовых марок, конвертов и почто­вых открыток с марками. Поэтому многие розничные торговые предприятия отражают отпуск указанных товаров как оптовую их продажу. В результате они определяют и изучают валовой (об­щий) товарооборот, включающий розничную и оптовую реализа­цию товаров. Однако основным показателем оценки их торговой деятельности является розничный товарооборот.

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и ста­тистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, так­тических и стратегических прогнозов экономического и социаль­ного развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм, или информация непосредственно считывается с дисплеев и дру­гих технических средств.

Основными формами статистической отчетности, исполь­зуемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запа­сах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая). В «Отчете о това­рообороте и запасах товаров» содержится информация о рознич­ной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с нача­ла года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализиро­вать динамику развития розничного товарооборота. В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» раздельно показывается роз­ничный товарооборот торговой сети и предприятий обществен­ного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольст­венных товаров, в том числе алкогольных напитков.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится инфор­мация о реализации продовольственных товаров в ассортимент­ном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольствен­ных товаров — в стоимостных показателях. Кроме того, в нем отражаются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчет­ного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

«Отчет по розничной* торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе годового отчета приво­дится информация о розничной продаже товаров и товарных за­пасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственных групп товаров); во втором разделе содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе — о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода; в четвертом разделе годового отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по розничной торговле» розничная реализация товаров указывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе. Выручка от реализации товаров по продажной стоимости справочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В плодоовощной торговле составляют месячные, кварталь­ные и годовой «Отчеты о движении картофеля, овощей и плодо­овощной продукции», где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и го­довой «Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров», в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация» данных статистического и оперативного учета развития товаро­оборота и движения товаров.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятель­ности. К ним относятся нормативные, справочные и инструк­тивные материалы государственных органов управления, выше­стоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.п. Широко используются при проведении анализа электронные источники информации (электронные базы данных, справочники на электронных носителях, машинограммы, Интернет).