Варны. Вторгшиеся в Индию кочевые племена ариев завоевали местное население. Отличительной чертой нового периода стало окончательное деление общества на варны.

Цивилизация, созданная ариями

 

См.: Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. – Гл. 4. Древние Индия и Китай. – § 20. Древняя Индия. – П. 2. Племена ариев; п. 3. Варны; п. 4. Брахманизм; п. 5. Будда. – С. 105–111.

2. Племена ариев. Приблизительно в 1200 году до н. э., через многие десятилетия после того как угасла цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы, в долине Инда появились племена áриев. Не задерживаясь здесь, они устремились на восток и заняли долину второй крупной реки – Ганга.

Об ариях учёным известно гораздо больше, поскольку от этого периода сохранились письменные тексты. Вначале это были религиозные гимны. Они создавались в конце второго – начале первого тысячелетия до н. э. и передавались устно, а затем составили книги, называвшиеся Вéды. После многочисленных редакций, приблизительно в 600 году до н. э., разрозненные материалы были оформлены в текст, получивший название Ригвéда. Главным богом ариев был бог-громовержец Индра, ему подчинялись боги, владевшие небом, воздухом и землёй.

Оно было закреплено в V веке до н. э. в законах, названных именем полулегендарного правителя Индии Мáну. В законах Ману закреплялись права и обязанности каждой варны.

Высшая варна – брахмáны. Это жрецы, по легенде произошедшие из уст бога Брáхмы. Брахманы имели право говорить от имени бога. Они совершали религиозные обряды, были хранителями знаний, обучение полностью находилось в их руках.

Затем следует варна кшáтриев, созданных из рук Брахмы. Кшáтрии – это цари, князья и воины. Они созданы, чтобы управлять обществом и защищать его.

Из бёдер бога сделаны вáйшии, удел которых – занятие торговлей и ремеслом. Это простые общинники, земледельцы, скотоводы, ремесленники. Они кормили и одевали общество.

Из ног бога возникли шýдры – местное население, простые люди. Они считались единожды рождёнными и стояли вне общества ариев. Их занятиями могло быть только услужение ариям, дважды рождённым. Среди шудр были и земледельцы, и ремесленники, и торговцы, некоторые по уровню богатства не уступали дважды рождённым.

У каждой варны был свой символический цвет (соответственно белый, красный, жёлтый и чёрный).

Существовали ещё люди, которые стояли вне варн. Их называли пáрии, то есть неприкасаемые. Они использовались на самых грязных работах.

4. Брахманизм. В ведической религии главным было чтение вед и совершение обряда. Этим занимались жрецы – брахмáны, авторитет которых был очень высоким, а период в религиозной жизни индусов называется брахманизмом.

В брахманизме была разработана стройная система представлений о рождениях – сансáра. Согласно ей человек проживает на земле большое количество жизней, и душа человека после смерти переходит в новое тело. А здоровье, благосостояние и вообще судьба человека зависят от того, как он провёл предыдущую жизнь. Если человек совершал плохие поступки, лгал, убивал, ненавидел, то он рождался вновь в самой низшей варне и должен был всю жизнь исправлять ошибки предыдущей жизни. И наоборот, добродетельная жизнь открывала человеку путь к совершенству.

Брахманизм не был единой религией, которая бы удовлетворяла всё государство. Постепенно разные его толкования объединились в единое учение – индуизм.

Особо почитаемыми в Индии были боги Брáхма, Вишну, Шива.

Брахма – бог-творец, создатель Вселенной. Изображался человеком с четырьмя руками и четырьмя лицами, направленными по сторонам света.

Вишну – хранитель мирового порядка.

Шива – бог-разрушитель; изображался в виде танцора.

Поскольку бог присутствует во всём, то горы, животные, растения – всё это проявления бога. Поэтому в Индии до сегодняшнего дня сохраняется почитание коров, обезьян, змей.

Индуизм подходил всем слоям общества, всем сословиям, земледельцам и горожанам. Он открывал возможности для совершения пышных церемоний, праздников и обычаев. Этим объясняется жизнеспособность индуизма вплоть до сегодняшнего дня.

Кроме тех главных богов в индуизме сохраняется большое количество мелких, но очень всеми любимых богов, которые выступают в образе симпатичных животных. Вот, например, Ганéша – добродушный толстяк с головой слона. Он помогает людям устранять любые препятствия, встречающиеся в жизни. Он покровительствует купцам, путешественникам, учёным. Ганеша – большой сладкоежка, поэтому люди с удовольствием приносят ему в дар плоды или сладкие лепёшки.

Священными текстами индуизма, помимо Вед, были признаны эпические поэмы Махабхáрата и Рамáяна. В них собрано большое количество легенд, сказок, преданий, которые содержат много интересных сведений о Древней Индии, её обычаях, государственном управлении.

5. Будда.В VI веке до н. э. в Индии возникла новая религиябуддизм. Ей суждено было стать одной из мировых религий.

У индийского раджи[16] (царя) родился сын. Царевича назвали Гаутáма. Раджа решил, что его сын не увидит страдания и горести, которыми полон мир. Он предоставил в его распоряжение отдельный дворец, окружил весёлыми и беззаботными придворными. Жизнь будущего царя проходила в удовольствиях и радостях. Он был добр, умён и красив, слуги и друзья выполняли каждое его желание. Гаутама видел вокруг себя только счастливые лица и думал, что все люди на свете всегда так же счастливы, как и он.

Но однажды… Случилось так, что Гаутама встретил у дороги дряхлого старика. Увидел человека, страдающего от неизлечимой болезни. Наткнулся на похоронную процессию.

Потрясение было так велико, что Гаутама не смог продолжать прежнюю счастливую жизнь. Царевич тайно бежал из дворца и семь лет провёл в скитаниях. За эти годы он увидел, как тяжело жить простому человеку, сколько горестей выпадает на его жизненном пути. А если кому-то удаётся избежать бедности, его ждут другие опасности – терзания ревности и зависти, козни врагов и неожиданные повороты судьбы. И всех держит в страхе смерть.

Гаутама беседовал с мудрецами, изучал древние книги, подолгу жил с отшельниками, но никто не смог ответить на мучивший его вопрос – как избежать страданий. Но всё-таки Гаутама, просидев несколько дней под деревом без пищи и питья и размышляя, нашёл ответ на свой вопрос.

Чтобы избежать страданий, печалей и всего, что лишает человека покоя и счастья, нужно отказаться от желаний, удалиться от мира и жить только своими мыслями. Это позволит достичь освобождения – нирвáны, обрести вечное счастье.

Сорок лет проповедовал Гаутама своё учение. Его назвали Бýддой, что значит «просветлённый». Ученики после смерти учителя продолжали его проповедь. Вдали от городов в горах и лесах они строили монастыри и поселялись в них, уединяясь от земной суеты, обретая в размышлениях и одиночестве освобождение.

Буддизм получил в Индии с конца IV века до н. э. широкое распространение. Особым почитанием буддизма прославился царь Ашóка, построивший множество храмов и мест поклонения Будде.