Периодизация античной философии

Основные черты античной философии

 

1. Признание чувственного, материального начала космоса; идея о том, что его элементы - земля, вода, воздух, эфир, огонь - так же обладают этими чертами, однако это - стихии (от гр. stoicheion - элемент, т.е. часть природы, отличающаяся разрушительной силой и сама по себе - неорганизованная, бесплановая, неуправляемая). Стать частью целого они могут, но должна быть некая форма, гармония, эйдос, упорядочивающая и структурирующая их, т.е. идея (в значении смысла, сути, прообраза любой вещи, постигаемого духовно, но имеющего достаточно энергии, чтобы быть воплощенной, т.е., говоря словами Аристотеля, идея - это силосозидающий и формообразующий принцип вещи).

2. Гилозоизм (от греч. нylē - вещество + zōē - жизнь), т.е. учение о всеобщей одушевленности материи, приписывающее всем ее формам чувствительность, жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить. Напомним, что космос движет себя сам, а поскольку кроме него нет и не может быть ничего другого, значит, он (а также его элементы) - живой и разумный, ощущающий.

3. Интуитивность (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть; непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте, чутьё, проницательность). Космос и все, что он содержит, - материальны и чувственно ощущаемы; а идеи, лежащие в основе всего сущего, - умопостигаемы; следовательно, познать их можно только путем интуиции, причем диалектической. Таким образом, все абстрактно-всеобщие категории античной философии даются только интуитивно, а не логически.

4. Спекулятивность (от лат. speculatio - выслеживание, высматривание, созерцание, умозрение). Здесь имеется в виду умозрительность античной философии (интуитивное проникновение в суть вещей не доказывается опытом, не подкрепляется ощущением; оно результат разумного анализа).

 

1. Ранний период - начиная с учения Фалеса - VII-V вв. до н.э. (милетская школа, пифагорейцы, элейцы, атомисты, Анаксагор).

2. Классический период - вторая половина V в. - начало IV в. до н.э. (по А.Ф. Лосеву, VI-IV вв. до н.э.) - софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

3. Эллинизм - вторая половина IV в. до н.э. - 529 г. н.э. Этот период начался после возникновения и распада империи Александра Македонского, т.е. времени, когда греческая культура, философия, образ жизни распространились далеко за пределы самой Греции (Эллады). (Напомним, что после смерти Александра Великого его держава была поделена между тремя полководцами: Антигон остался править в Македонии и Греции, положив начало династии Антигонидов; Селевк взял себе Малую Азию, Персию, другие восточные районы, основав династию Селевкидов; Птолемий воцарился в Египте, где положил начало греческой династии египетских фараонов. Кстати, именно он построил в Александрии огромную библиотеку). Философия того времени представлена скептиками, стоиками, эпикурийцами, киниками.