Античная натурфилософия. Эмпедокл. Анаксагор.
Покоящаяся стрела.
Ахиллес и черепаха.
Апории против множественности, против движения.
Бытие имеет форму шара.
Бог весь целиком видит, весь целиком слышит, весь целиком мыслит. Он есть бесконечное и одновременно конечное, недвижущееся и непокоящееся, шарообразное, занимающее собою все бытие.
Элейская школа. Ксенофан и Парменид. Апории Зенона.
Ксенофан (580-после 473). Философ, и поэт, и проповедник, филолог.
Боги греческого пантеона похожи на людей. Значит, они выдуманы людьми. Если бы у коней были боги, то это были бы боги-кони.
«Есть один только бог, меж людей и богов величайший, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием. Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит, но без труда помышлением ума он все потрясает. Вечно на месте одном он пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало».
Парменид.Ученик Ксенофана.
Труд: «О природе»: Путь истины («То, что есть - есть, то, чего нет, - нет», «Мышление и бытие — одно и то же»), Путь мнения.
Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет.
Зенон Элейский (490-430).Ученик и приемный сын Парменида.
Боролся с тираном Неархом. Был пойман и откусил ему ухо.
Доказательство Парменида от противного. Зачинатель диалектики – искусства спора.
Допуская, что движение и множественность вещей существует, мы приходим к абсурду. Апории– около 47, до нас дошло около 9.
1. Есть пустота – есть пространство без вещ-ва. Пространство тоже где-то находится. Пространство отдельно от вещ-ва немыслимо.
2. О мыслимости множества – каждый элемент делим до бесконечности, до небытия, как мыслить множество элементов всех элементов множества. Каждый элемент – не имеет величины, но кол-во – число конечное.
3. Дихотомия – деление пополам. Движение не сможет начаться.
6. Стадий. Относительность движения
7. Просяное зернышко. Шум от одного зернышка.
Эмпедокл (490-430). Учился у пифагорейцев и Парменида. Божественное происхождение.
Труды: «О природе», «Очищение» - мистико-религиозное
Чувствам следует доверять, но они ограничены. Существует движение, множественность вещей.
Мир из 4-х стихий, управляется Любовью (слияние) и Враждой (разделение). Небытия нет, бытие – когда главенствует Любовь (мир - 4 этапа от полного слияния до полного разделения)
Эволюция: сначала появляются руки, ноги и головы, стихийно соединяются, выживают сильнейшие ;о)
Принцип познания: «Подобное познается подобным»
Анаксагор (500-428). Первый афинский философ. Отвергал греческих богов – был изгнан.
«Ты лишился своих граждан» - «Не я их лишился, а они меня»
Учение:
· О подобочастных (гомеометриях). Каждая вещь состоит из подобных себе вещей. В каждом элементе – вся вселенная.
· Об Уме. Все упорядочено, Ум (Нус) управляет всем. Существует сам в себе, ни от чего не зависит, не смешан ни с чем. Содержит полное знание. Благодаря ему человек познает. В дальнейшем считает, что ум дает толчок миру, а далее не вмешивается (деизм)
Объяснял солнечные и лунные затмения.