Англия.

Германия.

«Философия жизни» Ф. Ницше. Статья «Натурализм в немецкой литературе». Журнал «Свободная сцена» Отто Брама. Театральная деятельность Отто Брама (1856–1912). Протест против жестокости и уродливости окружающего мира, усиления натуралистических тенденций. «Немецкий театр» и «Свободная сцена».

Драматургия Герарда Гауптмана (1862–1946). Натуралистические пьесы Г. Гауптмана: «Ткачи», «Бобровая шуба». Поэтические философские сказки: «Потонувший колокол», «Вознесение Ганнеле». Проблема «человека и среды», теория наследственности и их отзвук в творчестве Г. Гауптмана Реалистическое направление в творчестве – пьеса «Перед заходом солнца».

Мейнингенский театр, организация, творческие принципы. Сценография Мейнингенского театра. «Живописная» режиссура Людвига Кронека. Режиссура Ф. Дингельштедта и Э. Девриента. Влияние мейнингенцев на развитие мирового театрального процесса.

Макс Рейнгардт (1873–1943) – подлинный реформатор немецкой сцены конца XIX – начала XX веков. Его деятельность – важнейший этап в развитии западноевропейской режиссуры. Новый тип синтетического спектакля М. Рейнгардта. Театры Рейнгардта: Немецкий театр, Малый театр, театр-кабаре «Шум и дым», Новый театр, Камерный театр, Большой драматический театр (основа – цирк Шумана). Постановки шекспировских пьес. Обращение к древнему театру: «Орестея» Эсхила; «Эдип» Софокла; восточная пантомима «Сумурун». Учреждение Рейнгардтом Зальцбургского театрального фестиваля.

Идеология «викторианства». Влияние коммерциализации на театральное дело. Влияние драматургии Г. Ибсена на реалистическую английскую драматургию. Ведущая роль музыкальной комедии и оперетты в английском театре 1870-х годов.

Оскар Уайльд (1856–1900). Чувство красоты, эстетизм Уайльда. Критический этюд «Упадок лжи». Романтические тенденции драматургии Уайльда: «Герцогиня Падуанская», «Саломея». Влияние декаданса. Жанровая специфика и блестящая театральность комедий О. Уайльда. Комедии на современные сюжеты сочетают приемы комедии интриги с национальной традицией комедии нравов («Веер леди Уиндермир», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным»). Словесные парадоксы Уайльда.

Бернард Шоу (1856–1950). Социальные драмы Б. Шоу. Теория театра Б. Шоу. «Квинтэссенция ибсенизма». Идейная драма, драма-дискуссия. Излюбленный прием Б. Шоу – интеллектуальный парадокс. Богатство драматургической техники Б. Шоу: «Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен», «Оружие и человек», «Ученик дьявола», «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца».

Театры Ковент-Гарден и Дрюри-Лейн в последние десятилетия ХIХ века. Коммерческие театры: Водевиль, Гейети, Корт и другие. Возникновение жанра театральной пародии – «экстраваганцы».

Театр «Лицеум», творчество Генри Ирвинга и Эллен Терри. Актерское и режиссерское искусство Г. Ирвинга. Шекспировский репертуар Г. Ирвинга. Реалистическое актерское искусство – Эллен Терри, Патрик Кэмпбелл. Творчество актера и режиссера Бирбома Три. Разработка массовых сцен Б. Три.

Эдвард Гордон Крэг (1872–1966) – актер, режиссер, художник, теоретик театра. Модель идеального театра. Его теории маски, марионетки и сверхмарионетки. Новые принципы художественного оформления спектакля Г. Крэга. «Искусство театра» Крэга. Постановка Крэгом «Гамлета» в МХТ.

Италия.

Промежуточный характер искусства Италии конца ХIХ века. Романтизм периода Рисорджименто. Веризм – итальянский вариант критического реализма. Линия Мандзони Верга. Абсолютная жизненная достоверность поэтики веризма.

Зарождение националистического и декадентского искусства в 1890-е годы. Принцип господства «высших индивидуумов и высших рас» в эстетике националистов. Переплетение черт эстетизма, национализма и колониализма, «культа красоты» и поэтизации ницшеанской «сильной личности», воспевание насилия, жестокости, повышенный интерес к патологии человеческой психики и эротике, приводящей к жажде убийства и самоуничтожения в творчестве Габриеле Д`Аннунцио. Космополитическое начало, обостренный интерес к аристократизму – существенные признаки эстетствующей, декадентской театральной культуры.

Элеонора Дузе (1858–1924) – великая трагическая актриса, продолжившая в актерском искусстве традиции Сальвини. Интонационное богатство речи, выразительная мимика, особенная пластика рук. Потребность актрисы выразить дух времени. Роли в пьесах Дюма-сына, Г. Ибсена. Роль Василисы в пьесе М. Горького «На дне». Сближение творческих поисков Дузе с драматургией Д’Аннуцио. Влияние натурализма на актерское искусство Э. Цаккони. Гастроли в России Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе.

США.

Особенности развития США после победы капиталистического Севера над плантаторским Югом. Период «позолоченного века» (М. Твен). Господство романтических мелодрамам, написанных по рецептам Э. Скриба и Дж. Боукера. «Традиции благопристойности» в театральной практике.

Демократические тенденции в американской драматургии. Эстетические принципы Марка Твена и Уолта Уитмена. Драматургия Дж. Лондона. Родоначальники критического реализма в США, писатели школы «местного колорита»: Брет Гарт, Марк Твен и другие. Влияние драматургии Г. Ибсена на американский театр. Создание театральных синдикатов в 1896 году. Деятельность Ч. Фромана. Упразднение постоянных театров. Репертуарная система уступает место серийной постановке одной пьесы. Крупнейшие актеры Америки этого периода: А. Реган, Д. Дру, Дж. Льюис, Дж. Джефферсон, Р. Мэнсфилд, М. Фиск.

 

Тема 7. Театр XX –XXI веков.

Тесная связь театра с обществом в период между мировыми войнами как следствие идеологического грехопадения, материальной и психологической нестабильности. Ограничение влияния культурных традиций, имевших глубокие исторические корни. Разрыв сценической драмы и представляющей ее формы. Поиски своего, неповторимого, национального пути театрами новых независимых стран Восточной Европы. Достижения техники как толчок развитию театральной техники и технологий, что привело к усилению роли режиссера в 1920-е годы.