Германия.

Англия.

Джордж Гордон Байрон (1788–1824). Исключительность романтических героев Байрона. Тяготение пьес Байрона к классицизму. Трагедия «Манфредфред». Мистерия «Каин», драма «Вернер или наследство». Трагедия «Сарданапал»

Перси Биши Шелли (1792–1822). Пантеизм Шелли в лирической драме.

Драма «Освобожденный Прометей». Главное драматическое произведение Шелли – трагедия «Ченчи».

Борьба с театральной монополией ведущих театров Англии – Ковент-Гардена и Друри-Лейн. Основные тенденции в актерском искусстве Англии первой половины ХIХ века. Творчество Сары Сиддонс, Джона Кембла, Эдмунда Кина, Чарлза Макреди. Пантомима в английском театре. Актер пантомимы Джозеф Гримальди – создатель маски Арлекина, его работа в Англии. Театральная деятельность Чарльза Кина. Создание Ч. Кином системы устойчивого репертуара

Эстетические теории немецкого романтизма (А. Шлегель и Ф. Шлегель).

Людвиг Тик (1773–1853) – драматург, историк театра и режиссер. Воплощение в драматургии основной черты немецкого романтизма – стремления уйти от прозы и пошлости повседневной жизни. Ирония в пьесах Тика «Кот в сапогах», «Свет наизнанку». Драмы на сюжеты немецких народных сказаний – «Фортунат», «Император Октавиан».

Генрих фон Клейст (1777–1811). Противоречивость творчества Г. фон Клейста: патриотическая направленность и консерватизм, психологическая сложность и монументальная простота легенды. Самое совершенное произведение Клейста «Принц Фридрих Гомбургский». Народность, мягкий юмор комедии «Разбитый кувшин». Театральные эксперименты Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Георг Бюхнер (1813–1837) – революционный деятель, драматург. Историческая драма «Смерть Дантона», ее проблематика. Драма «Войцек» – реалистическое отражение тяжелого положения человека из народа во враждебном мире. Карл Гуцков (1811–1878) – ведущий драматург «Молодой Германии». Трагедия «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. Театрально-эстетические концепции Рихарда Вагнера. Театральная деятельность Р. Вагнера.

Развитие актерского исполнительского искусства Германии в первой половине ХIХ века: Иоган-Фридрих-Фердинанд Флекк (роли: Лир, Макбет, Шейлок, Отелло в шекспировском репертуаре, Карл Моор, Фердинанд. Фиеско, Валленштейн в шиллеровском). Зависимость исполнения Флекка от эмоционального состояния актера. Людвиг Девриент (лучшие роли: Лир, Шейлок, Яго, Фальстаф). Интуитивное постижение образа, сила эмоциональной отдачи. Новаторское решение образа Шейлока, Франца Моора. Дружба с Гофманом. Карл Зейдельман – продолжатель традиций Шредера. Широта актерского диапазона, реалистичность исполнительской манеры Зейдельмана. Лучшие роли: Франц Моор («Разбойники» Шиллера), Вурм и Президент («Коварство и любовь» Шиллера), Мефистофель («Фауст» Гете), Гамлет, Лир, Макбет, Ричард Ш, Тартюф. Основные этапы становления немецкой режиссуры первой половины ХIХ века. Режиссерские эксперименты Л. Тика.