Общественно-политическая и культурная жизнь
Среди ожиданий первых послевоенных лет были надежды на демократические перемены. Их питало и то, что в годы войны власти пошли на некоторые идеологические послабления. В смертельной схватке с немецким фашизмом для поддержания морального духа народа использовались любые средства, будь то религиозные проповеди или образы храбрых и мужественных героев, имевшихся в национальной сокровищнице любого народа. С приближением победы, когда враг был уже вытеснен за пределы Советского Союза, режим возвращался к жестким рамкам официальных догм, возобновлению репрессий.
Под жестким идеологическим контролем. ВТатарстане началом такого идеологического поворота стало принятое 9 августа 1944 г. постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Возглавить ее предстояло З.И. Муратову. Он был утвержден в этой должности 12 августа 1944 г. и стал первым руководителем областной организации из числа татар.
В последующей истории республики документ сыграл особую роль. Он на десятилетия определил установки в области национальной политики для местных властей, перекрыл пути объективного изучения истории татарского народа. Получившее строгие указания руководство республики должно было проводить тщательную работу по отслеживанию и недопущению проявлений национализма в деятельности творческой интеллигенции.
Неотъемлемой частью идеологических кампаний являлось насаждение великодержавных настроений. Официальная пропаганда особый упор делала на приоритете русской государственности, русской культуры, вообще всего русского. Тон ей задал И.В. Сталин. В мае 1945 г. во время празднования победы он назвал русский народ «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Вскоре был выдвинут тезис о русском народе как старшем брате других народов страны.
Особой скрупулезностью отличался надзор властей за деятельностью Института языка, литературы и истории, являвшегося главным очагом татарской гуманитарной науки. В октябре 1944 г. работа ИЯЛИ подверглась жесткой критике со стороны обкома ВКП(б) в специально принятом по этому вопросу постановлении. В нем содержались основные идеологические установки, которым должны были следовать в своей деятельности историки, литературоведы, языковеды. Им предписывалось все позитивное в истории татарского народа связывать только с прогрессивной ролью русского народа и Российского государства. Те же страницы истории, которые были связаны с периодом государственного могущества татарского народа, а также с мусульманским Востоком полагалось либо замалчивать, либо трактовать негативно.
Пожалуй, наиболее пристальное внимание со стороны властей вызывали труды по истории татарского народа, особенно темы Золотой Орды, завоевания Казанского ханства, джадидизма. В 1949 г. по идеологическим мотивам был раскритикован сборник статей отдела истории «Происхождение казанских татар». Его авторы, известные историки академик Б. Греков, А. Смирнов, Н. Калинин, Е. Чернышев, обвинялись в «недостаточной приверженности марксистско-ленинской идеологии, в объективистском подходе к освещению истории, переоценке влияния мусульманского востока и недооценке влияния Руси в этногенезе татар».
Тщательному идеологическому анализу подвергались учебники. Дважды в 1948 и 1952 гг. был жестко раскритикован учебник-хрестоматия по татарской литературе для 8 класса средней школы. Авторов обвинили в том, что они «оказались в плену буржуазного объективизма», включив в хрестоматию «вредные произведения», среди которых были труды Г. Кандалыя, Ф. Хал ид и. В результате опале подверглись имена и произведения людей, составляющих гордость татарской литературы.
Власти пресекали проявления свободомыслия практически во всех науках. С 1947 г. началось идеологическое наступление на биологию, философию, языкознание, закончившееся разгромом ряда направлений в этих науках и запретом на изучение некоторых «крамольных» проблем. В 1948-1950 гг. Татарский обком ВКП(б) принял ряд решений, в которых с идеологических позиций была осуждена деятельность ученых-юристов КГУ, станции животноводства Татарского научно-исследовательского института по сельскому хозяйству, преподавателей финансово-экономического института. Ученых обвинили в том, что они в своих публикациях приходили к выводам, не отвечавшим коммунистической идеологии.Общий курс на ужесточение партийного контроля над духовной жизнью коснулся и художественной интеллигенции. От них требовали воспевать пафос восстановления, изображать лучшие черты и качества советского человека, позитивные явления современной советской действительности. Дореволюционное прошлое, же должно было представать перед читателем и зрителем, непременно, в мрачных тонах. Произведения, не отвечавшие данному критерию, как бы талантливо они не были написаны, ждала печальная участь. В конце 40-х гг. разгромной критике подверглись либретто оперы «Алтын-чеч» Н. Жиганова, пьеса «Жирен чичен» и другие произведения Н. Исанбета, а также произведения Ф. Хусни, С. Баттала, М. Амира. Как не соответствующие партийно-коммунистическим установкам были запрещены к показу около двух десятков спектаклей.
Как известно, в годы войны не проводились выборы в Советы всех уровней, не было созвано ни одного съезда профсоюзов и комсомола. В 1946-1948 гг. состоялись выборы сначала в Верховный Совет СССР, позднее в Советы союзных и автономных республик, местные Советы. Регулярными становились отчеты и выборы в профсоюзных и комсомольских организациях. Оживившаяся деятельность Советов, комсомольских, профсоюзных организаций призвана была свидетельствовать о возвращении политической жизни страны в нормальное русло, дальнейшем развитии социалистической демократии. В действительности же это было совсем не так.
Политические репрессии.С окончанием войны с новой силой заработала репрессивная машина. Атмосферой особой подозрительности, недоверия были окружены бывшие военнопленные, лица, находившиеся на оккупированной территории. Сотни тысяч людей оказались в местах заключения, за колючей проволокой или в ссылке. Их судьбу разделили защитник Брестской крепости П.М. Гаврилов, бесстрашный летчик М.П. Девятаев, участник французского движения Сопротивления А.Г. Утяшев. Лишь в середине 1952 г. было прекращено оперативное розыскное дело на Мусу Джалиля.
Новым импульсом для репрессий послужило секретное постановление правительства, принятое в феврале 1948 г., согласно которому все лица, отбывшие срок заключения после большого террора тридцатых годов, вновь попадали за решетку. В широком ходу были обвинения в антисоветской деятельности и совершении контрреволюционных актов. По этим статьям, главным образом, за неосторожные высказывания политического характера часто привлекались молодые люди. Лагеря пополняли и колхозники, не выполнявшие установленные нормы выработки в общественном хозяйстве.
Не обошли стороной репрессии и интеллигенцию. На несколько лет были лишены свободы молодые писатели Аяз Гилязов, Гурий Тавлин, Суббух Рафиков.
За период 1946-1953 гг. в республике было арестовано по политическим мотивам 1368 и осуждено 1115 человек.
Наука, образование, культураПослевоенные годы -это время не только огромных утрат в духовной жизни. Наука, образование, культура не стояли на месте. Получили развитие казанские геометрическая, механическая, алгебраическая, астрономическая школы. В области геометрии и механики плодотворно работали Б.Л. Лаптев, Н.Г. Четаев, Ю.Г. Одиноков, М.Т. Нужин, Х.М. Муштари, А.З. Петров, математики — Б.М. Гагаев, Г.С. Салехов, астрономии — А.Д. Дубяго, Д.Я. Мартынов, И.А. Дюков, Ш.Т. Хабибуллин. В Казани возникла школа физиков, занятых изучением парамагнитного резонанса. Весомый вклад в его исследование внесли Б.М. Козырев и С.А. Альтшулер. Под руководством Н.Г. Чеботарева сложился один из крупнейших центров по изучению высшей алгебры, СМ. Кочергина — центр по изучению электрохимических процессов. Труды Н.Г. Чеботарева были удостоены Государственной премии. Учениками его школы стали В.В. Морозов, И.Д. Адо.
Открытие в республике большой нефти послужило импульсом развития геологической науки. Л.М. Миропольский, Е.И. Тихвинская, В.А. Полянин, М.С. Кавиев и другие ученые вели исследования недр, геологической истории и нефтеносности Волжско-Камского края. В этот период начата разработка научных подходов к увеличению нефтеотдачи группой ученых Казанского университета под руководством Н.Н. Непримерова.
Определенное развитие получила высшая школа. В 1946 г. был вновь открыт Казанский инженерно-строительный институт, шесть лет спустя в КГУ восстановлен юридический факультет. В казанских вузах началась подготовка преподавателей музыки, физкультуры, журналистов, мелиораторов, зоотехников, в Елабужском педагогическом институте - преподавателей иностранных языков. Татары составляли около одной трети студентов.
В послевоенный период в нормальное русло входила работа общеобразовательных школ. Им были возвращены все здания, которые в годы войны были отданы под госпитали, эвакуированные учреждения и организации. Общее число школ превысило довоенный уровень. В конце 40-х гг. в стране было введено обязательное семилетнее образование.
На родном языке в конце 40-х гг. обучалось 95 процентов детей татар. Однако в татарских школах увеличивалось количество часов на изучение русского языка. Власти республики сами добивались этого, так как, не владея им, невозможно было получить среднее специальное и высшее образование. В результате обозначилась тенденция сужения сферы применения татарского языка.
В области литературы и искусства в послевоенный период плодотворно трудились писатели Абдурахман Абсалямов, Мирсай Амир, Гумер Баширов, Ибрагим Гази, Кави Наджми, Фатих Хусни, композиторы Назиб Жиганов, Салих Сайдашев, Мансур Музаффаров, Джаудат Фай-зи, Александр Ключарев, художники Кондрат Максимов, Лотфулла Фаттахов, Харис Якупов. В 1951 г. Г. Баширов за роман «Честь» и К. Наджми за роман «Весенние ветры» были удостоены высокой награды — Государственной (в то время Сталинской) премии СССР.
Таким образом, в послевоенный период общественно-политическая, духовная жизнь находилась под жестким партийно-государственным контролем. Под флагом демократизации, которая имела декоративный характер, происходило укрепление тоталитарного режима. Об этом свидетельствовали массированные идеологические кампании, новая волна репрессий.
Вопросы и задания
1. Какую роль в общественно-политической, культурной жизни рес публики сыграло постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г.?
2. Как это постановление отразилось на деятельности научной,художественной интеллигенции республики в послевоенныйпериод? 3. Расскажите о политических репрессиях в послевоенный период. Постарайтесь привлечь для этого дополнительный материал. Возможно, это будут воспоминания ваших родственников, знакомых, соседей. 4. Какие достижения в области науки, образования, культуры были сделаны в послевоенный период?