I. Организационные этапы, формы и информационная база анализа.

IV. Организация аналитической работы и диагностики потенциала предприятия. Блок-схема взаимодействия отдельных подсистем комплексного экономического анализа.

III. Классификация резервов в экономическом анализе. Методика выявления и подсчета резервов.

II. Факторы хозяйственной деятельности.

I. Организационные этапы, формы и информационная база анализа.

Этапы в значительной степени зависят от организационных форм и ответственности исполнителей анализа. Организационные формы анализа хозяйственной деятельности предприятия определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

Экономический анализ входит в обязанность работников всех экономических служб, а также технических отделов. Им занимаются цеховые службы, руководители бригад, цехов и т.д.

Как правило, планово-экономический отдел осуществляет разработку плана всей аналитической работы над проектом: это контроль над его выпуском, методическое обеспечение анализа, организация и обобщение результатов анализа и разработка мероприятий по его итогам.

На средних и мелких предприятиях такую работу осуществляют начальники плановых отделов и главные бухгалтеры.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

1. Выделение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными исполнителями;

2. Планирование аналитической работы;

3. Информационное и методическое обеспечение анализа;

4. Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйственной деятельности;

5. Оформление результатов анализа в форме объяснительных записок, справок, заключений;

6. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

Все источники информации для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относятся все типы планов: перспективный, стратегический, текущие, оперативные и нормативные материалы.

Учетные – это данные, создающиеся в бухгалтерских документах, статистической отчетности, а также первичная учетная документация.

Внеучетные – документы, регулирующие хозяйственную деятельность и данные, которые не относятся к перечисленным ранее (это материалы приказов, актов, ревизий, проверок, законы, указы, постановления, т. е. данные, носящие официальный характер. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража, решения общих собраний, коллектива, изучение передового опыта техники и технологии документирования, материалы специальных исследований, учетная информация.

Информационную базу можно условно разделить на периодическую и регулярную информацию, а также постоянные источники информации.

К постоянным относятся статистические сборники, издающиеся ежегодно. (РОССТАТ). К периодическим – статистические обозрения ежеквартально и информация о социально-экономическом положении РФ, издающаяся ежемесячно.

К регулярной информации относятся данные, предоставляемые населением и предпринимателями специальным органам и управляющему персоналу в виде сборников данных отчетов и материалов по мониторингу различных видов деятельности.

Любые результаты аналитического исследования экономической информации (первичного или вторичного) документально оформляются в виде отчета, доклада, справки, пояснительной записки, и также должны использоваться в анализе.

С переходом к рыночным отношениям потребность в аналитической информации значительно увеличивается. Это связано с потребностью в разработке и обосновании перспективных бизнес-планов предприятий, комплексной оценке эффективности краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. В связи с этим автоматизация аналитических расчетов стала объективной необходимостью. Автоматизация аналитических расчетов поднялась на более высокий уровень в связи с применением ПЭВМ.