III. Управленческий анализ как база принятия хозяйственных решений. Определение объема продаж для получения заданной величины прибыли.
Управленческий учет – это система сбора, обработки и представления информации, необходимой руководству для таких целей, как выработка стратегии развития, принятия альтернативных решений, планирование и контроль деятельности и другие.
Основное назначение управленческого учета – информационное обеспечение принимаемых решений и контроль в рамках предприятия. В отличие от бухгалтерского (финансового) учета, управленческий учет является необязательным, допускает неполную точность, в то же время он отличается высокой своевременностью. Используя данные управленческого учета в анализе, можно решить целый ряд задач, не прибегая к точным расчетам. Как правило, это задачи, связанные с выбором управленческого решения.
Одной из наиболее распространенных задач, решаемых в рамках маржинального анализа, является определение объема продаж для получения заданной величины прибыли или цены реализации при фиксированном объеме продаж и заданной прибыли.
Для определения объема продаж для получения заданной величины прибыли целесообразно использовать следующую формулу, основанную на определении Тбез в натуральном измерении.
;
Н – постоянные затраты
vед. – переменные на единицу продукции
.
Маржинальный доход на единицу продукции – ставка маржинального дохода.
Для определения цены необходимо решить уравнение:
;
;
;
Для принятия решения в первом случае возможный объем продаж необходимо сравнить с производственной мощностью предприятия. Во втором полученную цену необходимо сравнить с рыночной ценой.
Пример. Целевая прибыль – 2000000 руб.
Определить объем реализованной продукции, используя данные предыдущей задачи.
(4+2)/(20-12)=750 ед. – количество меньше, чем производственная мощность, следовательно получить такую прибыль реально для предприятия. При этом 500 единиц нужно произвести и реализовать для покрытия постоянных затрат и 250 единиц для получения 2 млн. рублей прибыли.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию.
Пример. Цена единицы снизилась с 20 до 19 тыс. руб., уменьшились переменные затраты с 12 000 до 10 000 руб., сумма постоянных затрат с 4 000 до 3 600. Определить влияние факторов.
Задачу можно решить методом подстановок.
;
; шт.;
; шт;
Общее снижение Тбез составит 100 единиц, в том числе:
; шт;
; шт;
; шт;
;
шт. – снижение Тбез в результате снижения постоянных затрат;
;
шт. – увеличение Тбез в результате снижения цены;
;
шт. – снижение Тбез в результате снижения переменных затрат на единицу.
Проверка: -100.
Задача. Обоснование варианта цены на новое изделие.
Цена конкурентов 250 000 руб. за единицу.
Пути конкурентной борьбы:
1) Более высокое качество, более высокая цена.
2) Более низкие издержки.
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 |
Мощность, шт. | 25 000 | 25 000 |
Цена реализации, руб. | 300 000 | 200 000 |
Переменные затраты на единицу продукции, руб. | ||
Постоянные затраты, тыс.руб. на весь объем | 3 000 | 2 400 |
Маржинальный доход на единицу продукции, руб. | ||
Точка безубыточности, шт. | 15 000 | 20 000 |
Прибыль | 2 000 000 | 600 000 |
Чтобы обеспечить прибыль по 1 варианту, но по цене 2-го варианта необходимо изменить объем продаж равный
ед.
Т.к. количество больше чем мощность, то величина прибыли в размере 2000000 рублей при цене 200 рублей нереальна для предприятия.
Информационная база, факторы и резервы в экономическом анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия