I. Понятие и значение маржинального анализа.
III. Управленческий анализ как база принятия хозяйственных решений. Определение объема продаж для получения заданной величины прибыли.
II. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятий.
I. Понятие и значение маржинального анализа.
III. Методика множественного корреляционного анализа.
Экономические явления и процессы предприятий зависят от большого количества факторов хозяйственной деятельности, которые воздействуют во взаимосвязи. Например, для многофакторной корреляционной модели уравнения рентабельности можно использовать следующий факторы:
- выработка;
- материалоотдача;
- фондоотдача;
- продолжительность оборота оборотных средств.
Решение задачи многофакторного корреляционного анализа производится с помощью информационных технологий по типовым программам.
При отборе факторов придерживаются следующих правил:
§ учитываются причинно-следственные связи, а не математические соотношения;
§ отбираются самые значимые факторы по различным критериям;
§ факторы должны быть количественно соизмеримыми, т. е. информация о них должна содержаться в отчетности;
§ в корреляционную модель линейного типа не рекомендуется включать факторы, связь которых с результативным показателем носит криволинейный характер;
§ не рекомендуется включать в модель взаимосвязанные факторы;
§ нельзя включать факторы, связь которых с результативными показателями носит функциональный характер.
Результаты многофакторного регрессионного анализа могут быть использованы для планирования и прогнозирования уровня результативного показателя.
С этой целью необходимо в полученное уравнение связи подставить плановый или прогнозный уровень факторных показателей.
Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа.
Маржинальный анализ или анализ безубыточности базируется на изучении соотношения между 3 группами показателей:
§ издержками;
§ объемом реализованной продукции;
§ прибылью.
и прогнозируемыми величинами каждого из этих показателей при заданном значении других.
Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятий на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия – выручка минус переменные издержки.
Маржинальный доход на единицу продукции = разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на неё.
Маржинальный доход на единицу включает в себя постоянные затраты и прибыль.
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов имеет вид:
Y=a+bx
у – сумма затрат на производство продукции;
а – абсолютная сумма постоянных расходов;
b – ставка переменных расходов на единицу продукции;
х – количество единиц продукции.
Себестоимость единицы = (а+bх)/х
(а/х)+b
Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объема производства, зато в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину. Постоянные, наоборот, в объеме не меняются, но на единицу продукции уменьшаются пропорционально росту объема продукции.
Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Его показатели используются в управленческом анализе.
Он позволяет:
1. более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
2. определить критический уровень объема продаж (точку безубыточности или порог рентабельности) а также цены или количества продукции при заданной величине соответствующих факторов;
3. установить зону безубыточности или зону безопасности, запас финансовой устойчивости;
4. обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продаж, ценовой политики, вариантов оборудования, технологий производства, приобретение комплектующих с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.