I. Понятие и виды анализа хозяйственной деятельности.
IV. Система показателей как элемент методики анализа.
III. Метод и методика анализа. Способы анализа.
II. Предмет, содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности.
I. Понятие и виды анализа хозяйственной деятельности.
В узком смысле анализ представляет собой расчленение явления или предмета на составные элементы для изучения их как частей целого.
Синтез выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают наилучшее изучение явлений во всесторонней диалектической связи.
В широком плане под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочего относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.
Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию. Наряду с планированием и учетом анализ финансово-хозяйственной деятельности является функцией управления.
Виды анализа:
1) В зависимости от уровня управления различают:
· Общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления на макроуровне (вся экономическая система), мезоуровне (регион, отрасль);
· Конкретный экономический анализ на микроуровне (предприятие).
По уровню структуры внутрикорпоративного управления можно рассматривать:
· Головное предприятие;
· Дочернее предприятие.
2) По признаку времени различают:
· Предварительный (перспективный) экономический анализ;
· Последующий (ретроспективный) экономический анализ, в т.ч. оперативный (за смену, сутки, декаду);
· Итоговый экономический анализ – за отчетный период (месяц, квартал, год).
3) По пространственному признаку:
· Внутрихозяйственный экономический анализ;
· Межхозяйственный экономический анализ (сравнивается деятельность нескольких предприятий).
4) По объектам управления – аспект анализа по желанию управляющего органа смещается в сторону определенных подсистем хозяйственной деятельности:
· Технико-экономический анализ;
· Финансово-экономический анализ;
· Аудиторский анализ;
· Социально-экономический анализ;
· Экономико-статистический анализ;
· Экономико-экологический анализ;
· Маркетинговый анализ.
5) По методике изучения объектов различают:
· Сравнительный анализ;
· Факторный анализ;
· Диагностический анализ;
· Маржинальный (управленческий) анализ;
· Экономико-математический анализ;
· Функционально-стоимостной анализ.
6) По субъектам анализа различают:
· Внутренний анализ (для нужд управления);
· Внешний анализ (осуществляется органами управления на основе отчетности).
7) По охвату изучаемых объектов различают:
· Сплошной анализ;
· Выборочный анализ.
8) По содержанию программы выделяют:
· Комплексный анализ, включающий операционный, финансовый, инвестиционный и инновационный анализ;
· Тематический анализ.
9) По способу расчета аналитических показателей различают:
· Горизонтальный анализ (для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня от базовых);
· Вертикальный анализ (для изучения структуры экономических явлений и процессов).