ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Л.И.ПЕТРАЖИЦКОГО.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно - стремление, не всегда осознанное, сводить социальное к психологическому. На фоне редукционизма социологии к психологическому можно выявить крупные теории, такие как психологический эволюционизм - который во многом походил на идеи биолого-эволюционной школы Спенсера, инстинктивизм - который основывался на бессознательной части человеческого мышления, «Психология народов» - тесно связанная с этнографией и другие. У всех психосоциальных теории были и достоинства и недостатки и все они оставили определенный след в истории социологической мысли. Однако в конце XIX века становится ясно, что психология индивида или абстрактный «народный дух» не могут однозначно объяснить сущность социальных явлений. Поэтому всё больше растет интерес к изучению непосредственно явлений группового массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу. На рубеже XX века многие социологи занимались изучением психологии масс, однако, наибольший интерес представляют работы французских ученых Г. Тарда и Г. Лебона.

 

Социальное действие есть рефлексийный ответ на внешние раздражения. Мотивы поведения, эмоции, импульсы. Право действует психологически:

1.Возбуждение или подавление определенных мотивов к действию или воздержание от действия.

2.Укрепление и развитие одних склонностей и черт характера, искоренение и ослабление других.

Право – механизм селекции, желательный для общества, поведенчиских норм путем поощрений и принуждений, кар и наград. “Наивно думать, что право существует где-то независимо от народной психики, и что можно его научно изучать, не изучая этой психики, не зная ее интеллектуального и эмоционального состава”.Основатель эмоциональной социологии. Право : позитивное ( фиксированное, записанное право; отстает от жизни ), интуитивное ( связано с идеалами общества, с представлениями о справедливости; порождает новые нормы ).Социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, – считал Л. И. Петражицкий, – являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект – это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект – групповая, «народная психика» с её «нормами – законами», которые и определяют мотивацию».