РАЗВИТИЕ РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ В XIX-ХХ ВВ. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Э.ФРОММА.

Социологическая теория Э. Фромма Э. Фромм – американский социолог германского происхождения. Его социологическая теория основана на исследовании развития человеческой сущности при влиянии определенных социально-экономических и политических условий. Фромм - разработчик концепции социального характера. В соответствии с ней индивиды любого общества, несмотря на индивидуально-психологические различия, всегда имеют в своих психологических свойствах нечто общее, типичное для данного общества. Ядро структуры характера, присущее большинству членов общества, в отличие от индивидуального характера, Э. Фромм называет социальным характером. По Фромму, социальный характер - это результат адаптации человеческой природы к структуре общества. Следует назвать и охарактеризовать основные типы социального характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный. Фромм, анализируя тоталитарный фашистский режим, пришел к выводу, что только отчаяние людей, мнимое желание иметь сильную власть и твердый порядок ведут к утверждению этого режима. Он называет этот массовый психоз, эти призрачные надежды людей на стабильность любой ценой бегством от свободы. Таким образом, Фромм является одним из крупных исследователей авторитарных режимов, авторитарных характеров, социальных причин агрессивности и войн. Он выявил разнообразие видов человеческой деструктивности и агрессии: псевдоагрессия, непреднамеренная агрессивность, агрессия сопротивления, агрессия нарциссизма и другие. В работе Иметь или быть Фромм анализирует современное ему капиталистическое общество и выясняет социальные причины отчуждения человека. Фромм считал современное ему общество деструктивным и негуманным. Он создал программу социальной реконструкции общества на основе расширения демократии, максимальной децентрализации промышленности и политики, замены бюрократического способа управления на гуманистический, переориентации производства на здоров. потребление и т.д.

 

Возникновение и основные исторические этапы развития русской социологии во второй половине XIX – начале XX вв. Вторая половина XIX века - время стремительного перехода России на рельсы индустриальной цивилизации, что обострило старые социальные проблемы и выявило массу новых. Средств традиционной социальной философии для их решения явно оказалось недостаточно. Необходимо было более точное социальное знание, что и выразилось в становлении и развитии социологии. Социологические проблемы начинают активно обсуждаться к концу 60-х годов XIX века, что можно считать исходным хронологическим рубежом начала социологии в России. Процесс самоопределения социологии завершился, как и в Европе и Америке, к началу 20-х годов XX века. В контексте понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития социологии.

Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины.

Складывается ряд школ и направлений социологических исследований: натуралистическая социология в различных формах - культурно-исторических типов теория Н.Я.Данилевского (1822-1885 гг.), географический детерминизм Л.И.Мечникова (1838-1888 гг.) и др.; этико-субъективная школа Н.М.Михаловского, П.Л.Лаврова, социологическая концепция народничества (М.А.Бакунин (1814-1876 гг.), П.А.Кропоткин (1842 -1921 гг.) и др

Второй этап становления русской социологии - 1890-начало ХХ века.

В это время утверждается позиция, что социология есть одна из многих социальных наук, она имеет собственный предмет исследования и своеобразие задачи. В таком понимании социология все более положительно стала приниматься в научных и общественных кругах, в академической среде. Одновременно социологический подход начинает широко использоваться в других социальных дисциплинах.

В этот же период начинается, правда эпизодическое, преподавание социологии. Нет специальных изданий. Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Примечательно, что русская социология, особенно благодаря деятельности М.М.Ковалевского, выходит на международную арену на равных. Русские социологи участвуют в работе Международного института социологии, конгрессы которого собирались раз в три года. Три русских социолога (П.Ф.Лилиенфельд, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин) избирались президентами института, что говорит о международном признании русской социологии.

Начало XX - 50-е гг. ХХ века - третий этап в развитии русской социологии, насильственно прерванный в 1922 году. Это время четкого предметного самоопределения социологии как общей теории социального развития (П.А.Сорокин). Ведущей школой становится неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев). Одновременно оформляется своеобразная “христианская социология” в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк (1877-1950 гг.) и др.), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках марксизма, с одной стороны усиливается политизация социальной теории, формулирование теории социалистической революции (В.И.Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современными научными, а не политическими, достижениями (А.А.Богданов (1873-1928 гг.).

Нарастает процесс институализации социологии: в 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждается русское социологического общество имени М.Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.Сорокиным.

Практически все социологи России в XIX -- начале XX века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве одного из основных составляющих компонентов, являющихся объектом социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития отечественной социологии в этот период времени. Именно этот аспект и использует автор в своей концепции социологам жизни, которая в развернутом виде учитывает состояние и тенденции развития общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями существования людей.