Задачи и информационная база анализа
Резервы роста объема производства и реализации продукции
Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Анализ качества продукции
Анализ ритмичности выпуска продукции
Анализ ассортимента и структуры продукции
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Задачи и информационная база анализа
Тема 1. Анализ объема производства и реализации продукции
Анализ хозяйственной деятельности
Министерство образования Республики Беларусь
Вопросы для самопроверки
· Какие основные задачи решаются в анализе трудовых ресурсов?
· По каким направлениям проводится анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами?
· За счет чего может быть компенсирована недостаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами?
· Какие направления изучения включает в себя анализ использования трудовых ресурсов?
· Какими показателями оценивают полноту использования трудовых ресурсов на предприятии?
· Какие факторы определяют эффективность использования рабочего времени?
· Что понимается под производительностью труда?
· Какими показателями измеряется производительность труда?
· Назовите основные резервы повышения производительности труда.
· О чем свидетельствует снижение в динамике коэффициента опережения?
Учреждение образования
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Т.А. Волынцевич
Курс лекций
Могилев 2009
УДК 657.1
Рассмотрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Протокол № 1 от 30.08.2010 г.
Составители:
старший преподаватель Т.А. Волынцевич
Рецензент
доцент, кандидат экономических наук Т.И. Сушко
УДК 657.1
© УО «Могилевский государственный
университет продовольствия», 2009
Объем производства продукции является конечным показателем деятельности предприятия, формирует его производственную программу и закладывает основу формирования финансовых показателей (прибыль, рентабельность). Реализация продукции является конечным завершающей стадией кругооборота хозяйственных средств и от ее величины и темпов зависит финансовое состояние предприятия и его дальнейшее развитие.
Задачами анализа являются:
1. Изучение выполнения плана по объему выпуска и реализации продукции, расчет показателей динамики и их оценка.
2. Оценка выполнения плана по ритмичности выпуска продукции, ее ассортименту и структуре.
3. Анализ и расчет влияния факторов на показатели продукции.
4. Расчет и выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции, разработка мероприятий по их мобилизации.
Источники информации:
1. Бизнес-план
2. Договоры на поставку продукции.
3. Оперативный план выпуска продукции.
4. Данные аналитического учета по счету 43 «Готовая продукция», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», в журнально-ордерной форме учета – журнал-ордер №11 по кредиту счета 90 «Реализация», оборотные ведомости по счетам 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», форма 1-П – «Отчет по продукции».
В процессе анализа изучаются следующие показатели продукции:
1. Товарная продукция (ТП) – продукция, полуфабрикаты собственного производства и работы производственного характера, предназначенные для реализации на сторону и непроизводственным хозяйствам самого предприятия. Как правило, наибольший вес в составе товарной продукции занимает готовая продукция.
2. Готовая продукция (ГП) – продукция, прошедшая полный цикл технологической обработки на данном предприятии, принята отделом ОТК, соответствует техническим условиям и стандартам, предназначена для реализации на сторону.
3. Валовая продукция (ВП) включает в себя весь объем производственной продукции вне зависимости от степени готовности: ВП=ТП+НЗП.
4. Реализованная продукция – товарная продукция, которая в зависимости от варианта учета выручки от реализации продукции отгружена покупателю (вариант учета по отгрузке) и за нее поступили денежные средства на расчетный счет или за наличный расчет (вариант учета по оплате).
В ходе анализа объема производства продукции используются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показатели. Натуральные используются для инвентаризации, учета, оценки выполнения плана, условно- натуральные: тубы, даллы; трудовые: нормо-часы, нормо-дни. Денежные или стоимостные показатели формируются с помощью системы цен. ТП в учете и анализе оценивается в действующих (плановых и отчетных) и в сопоставимых ценах. Однако большинство предприятий имеет широкую номенклатуру выпускаемых изделий и применение натуральных показателей не всегда оправдано. Поэтому производится анализ объема производства продукции с использованием стоимостной оценки. Для обеспечения сопоставимости данных применяются следующие методы:
-пересчет объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (при небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
-корректировка на агрегатный индекс изменения цен по группе однородных товаров;
-использование регулярно публикуемого органами статистики индекса потребительских цен и цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения. Сопоставимый с базисным фактический объем производства продукции определяется по формуле:
;
где – фактический объем производства продукции в отчетном периоде;
– индекс цен.