Задачи и информационная база анализа

Резервы роста объема производства и реализации продукции

Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Анализ качества продукции

Анализ ритмичности выпуска продукции

Анализ ассортимента и структуры продукции

Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Задачи и информационная база анализа

Тема 1. Анализ объема производства и реализации продукции

Анализ хозяйственной деятельности

Министерство образования Республики Беларусь

Вопросы для самопроверки

· Какие основные задачи решаются в анализе трудовых ресурсов?

· По каким направлениям проводится анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами?

· За счет чего может быть компенсирована недостаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами?

· Какие направления изучения включает в себя анализ использования трудовых ресурсов?

· Какими показателями оценивают полноту использования трудовых ресурсов на предприятии?

· Какие факторы определяют эффективность использования рабочего времени?

· Что понимается под производительностью труда?

· Какими показателями измеряется производительность труда?

· Назовите основные резервы повышения производительности труда.

· О чем свидетельствует снижение в динамике коэффициента опережения?

 

 

 

Учреждение образования

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

Т.А. Волынцевич

 

 

 

Курс лекций

 

 

Могилев 2009

УДК 657.1

 

Рассмотрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Протокол № 1 от 30.08.2010 г.

 

 

Составители:

старший преподаватель Т.А. Волынцевич

 

Рецензент

доцент, кандидат экономических наук Т.И. Сушко

 

 

УДК 657.1

 

© УО «Могилевский государственный

университет продовольствия», 2009

 

 

Объем производства продукции является конечным показателем деятельности предприятия, формирует его производственную программу и закладывает основу формирования финансовых показателей (прибыль, рентабельность). Реализация продукции является конечным завершающей стадией кругооборота хозяйственных средств и от ее величины и темпов зависит финансовое состояние предприятия и его дальнейшее развитие.

Задачами анализа являются:

1. Изучение выполнения плана по объему выпуска и реализации продукции, расчет показателей динамики и их оценка.

2. Оценка выполнения плана по ритмичности выпуска продукции, ее ассортименту и структуре.

3. Анализ и расчет влияния факторов на показатели продукции.

4. Расчет и выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции, разработка мероприятий по их мобилизации.

Источники информации:

1. Бизнес-план

2. Договоры на поставку продукции.

3. Оперативный план выпуска продукции.

4. Данные аналитического учета по счету 43 «Готовая продукция», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», в журнально-ордерной форме учета – журнал-ордер №11 по кредиту счета 90 «Реализация», оборотные ведомости по счетам 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», форма 1-П – «Отчет по продукции».

В процессе анализа изучаются следующие показатели продукции:

1. Товарная продукция (ТП) – продукция, полуфабрикаты собственного производства и работы производственного характера, предназначенные для реализации на сторону и непроизводственным хозяйствам самого предприятия. Как правило, наибольший вес в составе товарной продукции занимает готовая продукция.

2. Готовая продукция (ГП) – продукция, прошедшая полный цикл технологической обработки на данном предприятии, принята отделом ОТК, соответствует техническим условиям и стандартам, предназначена для реализации на сторону.

3. Валовая продукция (ВП) включает в себя весь объем производственной продукции вне зависимости от степени готовности: ВП=ТП+НЗП.

4. Реализованная продукция – товарная продукция, которая в зависимости от варианта учета выручки от реализации продукции отгружена покупателю (вариант учета по отгрузке) и за нее поступили денежные средства на расчетный счет или за наличный расчет (вариант учета по оплате).

В ходе анализа объема производства продукции используются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показатели. Натуральные используются для инвентаризации, учета, оценки выполнения плана, условно- натуральные: тубы, даллы; трудовые: нормо-часы, нормо-дни. Денежные или стоимостные показатели формируются с помощью системы цен. ТП в учете и анализе оценивается в действующих (плановых и отчетных) и в сопоставимых ценах. Однако большинство предприятий имеет широкую номенклатуру выпускаемых изделий и применение натуральных показателей не всегда оправдано. Поэтому производится анализ объема производства продукции с использованием стоимостной оценки. Для обеспечения сопоставимости данных применяются следующие методы:

-пересчет объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (при небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

-корректировка на агрегатный индекс изменения цен по группе однородных товаров;

-использование регулярно публикуемого органами статистики индекса потребительских цен и цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения. Сопоставимый с базисным фактический объем производства продукции определяется по формуле:

;

где – фактический объем производства продукции в отчетном периоде;

– индекс цен.