Культурные реформы П.

Социально-экономические и культурные реформы Петра I. Протекционизм. Основание Санкт-Петербурга.

Билет

 

Предпосылки реформ П. – преобразования конца 17 века, когда 1) изменилась система гос.управления, стали разграничиваться ф-и и сферы деятельности гос.власти (система приказов) 2) появились зачатки регулярной армии (полки иноземного строя) 3) происходили изменения в культуре (первый театр, первый вуз – Славяно-греко-латинская академия, соприкосновение с другими культурами).

Социально-экономические реформы П.

1. Создание мануфактурной промышленности. Когда он пришел к власти было около 30 мануфактур. К концу его правления – более 200.

Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда в соответствии с указами Петра 1:

1703 г. – о приписных крестьянах, кот. Приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати.

1721 г. – о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян.

2. Осуществление в экономической сфере гос. Политики

А)меркантилизма – эконом.политика гос-ва, направленная на накопление средств внутри страны

Б) протекционизма – составная часть политики меркантилизма, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции (очень большие пошлины на ввоз иностранного товара)

3. Активное вмешательство гос-ва в торговую деятельность русского купечества:

А) введение гос. Монополии на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лен, смола и др.

Б) принудительное переселение купцов в СПб, большие подати и повинности в пользу гос-ва.

Соц.реформы:

1) Завершение процесса формирования дворянского сословия

2) Введение обяз.службы для дворян, при которой принцип происхождения заменен принципом выслуги.

3) Табель о рангах (1722) – 14 классов дворянского сословия.

4) Учреждение майората, т.е. запрета на дробление поместий при наследовании. Окончательное правовое слияние вотчин и поместий.

 

Глубокое проникновение западноевропейских культ.традиций. Культура признана созидательной силой в широких культ-быт проявлен и по отношению к широким массам народа.

Посещение П. ряда евр.стран в составе Великого посольства -> по возвращении П.отправляет молодых дворян в Е. для изучения разных спец-й, овладения морскими науками.

Развитие образования – 1701 – открытие Школы матем.и навигац наук, 1711 инженерн школы.

1703 – I номер I рус. газеты «Ведомости»

С 1718 – Ассамблеи – реализация идеи объединения и сплочения реформаторов, обмена инф-й, школы светского воспитания, складывания инф-коммуникативных центров, где распр. последние новости о события в столице и всей Р., формирования общественного мнения.