Культурные реформы П.
Социально-экономические и культурные реформы Петра I. Протекционизм. Основание Санкт-Петербурга.
Билет
Предпосылки реформ П. – преобразования конца 17 века, когда 1) изменилась система гос.управления, стали разграничиваться ф-и и сферы деятельности гос.власти (система приказов) 2) появились зачатки регулярной армии (полки иноземного строя) 3) происходили изменения в культуре (первый театр, первый вуз – Славяно-греко-латинская академия, соприкосновение с другими культурами).
Социально-экономические реформы П.
1. Создание мануфактурной промышленности. Когда он пришел к власти было около 30 мануфактур. К концу его правления – более 200.
Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда в соответствии с указами Петра 1:
1703 г. – о приписных крестьянах, кот. Приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати.
1721 г. – о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян.
2. Осуществление в экономической сфере гос. Политики
А)меркантилизма – эконом.политика гос-ва, направленная на накопление средств внутри страны
Б) протекционизма – составная часть политики меркантилизма, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции (очень большие пошлины на ввоз иностранного товара)
3. Активное вмешательство гос-ва в торговую деятельность русского купечества:
А) введение гос. Монополии на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лен, смола и др.
Б) принудительное переселение купцов в СПб, большие подати и повинности в пользу гос-ва.
Соц.реформы:
1) Завершение процесса формирования дворянского сословия
2) Введение обяз.службы для дворян, при которой принцип происхождения заменен принципом выслуги.
3) Табель о рангах (1722) – 14 классов дворянского сословия.
4) Учреждение майората, т.е. запрета на дробление поместий при наследовании. Окончательное правовое слияние вотчин и поместий.
Глубокое проникновение западноевропейских культ.традиций. Культура признана созидательной силой в широких культ-быт проявлен и по отношению к широким массам народа.
Посещение П. ряда евр.стран в составе Великого посольства -> по возвращении П.отправляет молодых дворян в Е. для изучения разных спец-й, овладения морскими науками.
Развитие образования – 1701 – открытие Школы матем.и навигац наук, 1711 инженерн школы.
1703 – I номер I рус. газеты «Ведомости»
С 1718 – Ассамблеи – реализация идеи объединения и сплочения реформаторов, обмена инф-й, школы светского воспитания, складывания инф-коммуникативных центров, где распр. последние новости о события в столице и всей Р., формирования общественного мнения.