Английская форма счетоводства
Рисунок 5 – Схема американской формы счетоводства
Американская форма счетоводства
Создателем американской формы учёта (рисунок 5) был Эдмонд Дегранж. Неизвестно, когда он родился, но предполагается, что он принимал участие во Французской революции. Дожил до 1818 года. Его основной труд, в котором излагалась американская, или Журнал-Главная, форма, вышел в Париже в 1795 году. Обычно отмечают переиздание 1802 года. На протяжении полувека труд Э. Дегранжа выдержал 26 изданий и был переведён на многие языки. Название «американская» форме дал бельгиец В.Ф. Роланд.
Э. Дегранж исходил из того, что для бухгалтерии одинаково важны и хронологическая, и систематическая записи и что их можно объединить в одном регистре – Журнал-Главной. Записи в этой книге позволяют выявить на любой момент времени состояние расчётов и определить величину капитала. Э. Дегранж считал, что достаточно вести пять счетов:
1) кассы;
2) товаров;
3) документов к получению;
4) документов к оплате;
5) убытков и прибылей.
Предусматривалось также ведение трёх дополнительных счетов – капитала, баланса вступительного и баланса заключительного. Все счета предназначались только для учёта текущих операций. Учёт производства, резервов, основных средств не предусматривался.
Критики называли Э. Дегранжа пятисчётчиком или двенадцатиколоночником, так как в Журнале-Главной было пять счетов по две колонки и две колонки в журнале регистрации. Все счета были связаны двойной записью.
Американская форма должна была противостоять отмиранию хронологической записи. Достоинства этой формы учёта сформулировал сам Дегранж:
- сокращается на 1/3 число бухгалтерских записей;
- обеспечивается с одного взгляда полный обзор состояния хозяйства;
- достигается без дополнительной работы составление ежедневного баланса;
- облегчается поиск и выявление ошибок.
Эти достоинства позволили дожить американской форме до наших дней. Оправдана она только на небольших предприятиях.
Недостатком американской формы является ограничение количества применяемых счетов и совершаемых операций. Чем больше число оборотов или счетов, тем более громоздкой и неудобной становится эта форма.
Два известных бухгалтера внесли серьёзные изменения в американскую форму. И. Шер предложил вместо двух колонок – дебет и кредит – для каждого счёта открыть одну, при этом дебетовый оборот записывался чёрными, а кредитовый оборот – красными чернилами. Это удваивало информационную ёмкость регистра и экономило бумагу. Б. Пенндорф вводил колонки только для тех счетов, которые отражают крупный и устойчивый оборот. Счета, не часто встречающиеся, собираются в коллективный счёт под заголовком: «Разные счета», который может быть раскрыт в дополнительной книге.
После Э. Дегранжа синхронистические многоколончатые формы получают развитие в трудах Пуатра (1833) и Конвенца (1869). В дальнейшем на основании этих работ Дюмарше в 1914 году создал интегральную форму счетоводства.
В 1796 году англичанин Эдуард Томас Джонс подверг критике двойную бухгалтерию. Джонс думал, что двойная запись только запутывает учёт, а название «двойная бухгалтерия» звучит загадочно и непонятно. Джонс выдвинул три обвинения против двойной записи:
1) требование соответствия каждому дебету адекватного кредита носит искусственный характер, и в реальной жизни его нет;
2) итоги оборотов по дебету и кредиту могут быть равны, и постулат Пачоли, предполагающий их тождество, как будто бы окажется выполненным, однако запись, сделанная умышленно или случайно не на том счёте, тем не менее приведёт к ошибке и исказит отчётность;
3) терминология двойной бухгалтерии, все её дебеты и кредиты не что иное, как «мистическая галиматья», в практике есть приход и расход, но нет дебетов и кредитов. «Двойной способ бухгалтерии, – писал Джонс, – спутаннее и неявственнее (чем простой) и удобнее служить может покровом постыднейших балансов или капитальных счетов, какие только коварный ум произвесть может. С помощью его всякий, производящий торговлю вместе с каким-нибудь товарищем, может, если захочет, обмануть его».
В противовес двойным формам счетоводства Джонс предложил английскую форму счетоводства, которая должна была:
а) обеспечить автоматическое выявление ошибок и описок, возникающих в бухгалтерском учёте;
б) повысить оперативность выявления финансовых результатов.
Центральный регистр формы – журнал. В нём три колонки: средняя, где пишется содержание всех операций, затрагивающих кассу, с указанием суммы, и две боковые колонки: слева (дебитор) пишется сумма, поступившая в кассу, и справа (кредитор) пишутся суммы, выдаваемые из кассы. Если сложить все суммы крайних колонок, то их общий итог всегда должен быть равен итогу средней колонки, которая вводится для контроля разноски. Такое четкое выделение в учёте только кассовых операций сближает английскую бухгалтерию с камеральной, однако она существенно отличается от последней полным и принципиальным отказом от операционных и результатных счетов.
Учёт начинается с подробных записей в журнале состава и суммы капитала, вложенного в дело; все текущие операции также отображаются в журнале. Из журнала один раз в три месяца делают итоговые записи в Главную книгу, в которой предусмотрены только следующие счета: дебиторов и кредиторов; полученных и выданных векселей. Итоги Главной книги должны равняться итогам журнала. Для выведения прибыли необходимо было провести инвентаризацию товаров и итог включить в левую колонку журнала.
Так как метод Джонсаотносится к простой бухгалтерии, то ясно, что в журнале, при регистрации, обороты по левой и правой колонкам не равны между собой, а следовательно, вычитая из итога первой колонки итог колонки второй, мы должны получить сумму собственного капитала, имеющегося в деле. Сравнив его с первоначальной суммой, можно определить величину прибыли или убытка. Работа Джонса произвела впечатление, но не могла остановить всеобщее внедрение и развитие двойной бухгалтерии.
Тестовые задания к теме 6
1. Что является основным практическим недостатком новой итальянской формы счетоводства?
а) наличие единого журнала;
б) отсутствие вспомогательных книг;
в) необходимость составления сборного журнала.
2. Кто из перечисленных бухгалтеров является создателем новой итальянской формы счетоводства?
а) Э.Т. Джонс;
б) Ф. Гаратти;
в) Ж. Савари.
3. Кто является создателем немецкой формы счетоводства?
а) Я. Импин;
б) Л. Пачоли;
в) Ф. Гельвиг.
4. Кто является создателем американской формы счетоводства?
а) Э. Дегранж;
б) Ф. Гаратти;
в) Ф. Гельвиг.
5. Кто является создателем интегральной формы счетоводства?
а) Манцони;
б) Пуатра;
в) Ж.Б. Дюмарше.
6. Кто является создателем французской формы счетоводства?
а) И. Шер
б) Ф. Гельвиг;
в) Матье де ла Порт.
7. На каких предприятиях оправдана американская форма счетоводства?
а) крупных;
б) мелких;
в) крупных и средних.
8. В какой форме счетоводства достигается без дополнительной работы составление ежедневного баланса?
а) немецкой;
б) французской;
в) американской.
9. Кто из авторов считал, что бухгалтерия должна открывать столько журналов, сколько отвечает особенностям хозяйственной деятельности предприятия, причём каждый бухгалтер должен был вести отдельный журнал?
а) Э. Дегранж;
б) Д. де Лезиньан;
в) М. Баттайлль.
10. Какую форму счетоводства описал Э.Т. Джонс?
а) американскую;
б) немецкую;
в) английскую.
7. НАУЧНОЕ РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА (XIX – XX вВ.)