Марксистская политико-правовая доктрина.

Политический позитивизм Огюста Конта.

Конт (1798-1857) – франц социолог, предл проет позитивн науки, суть в изучензаконов наблюд явлений, основан на дост фактах. Работа «Курс позитвн философии» выделил закон гармонии общ явлений и закон трех стадий эволюции. Первый закон природа соц-ой связи, источник которой материальн необ-ть. Опирается на теорию Ламарка, и понимает развитие как взлет способностей основанный на культуре. Излагает три стадии развития общетсва: теологич стадия (че написано хер поймёш), метафизическая стадия, позитивная стадия, основана на точной оценки внешней реальности, где преобладает тенденция влиятия пром-ти на все сферы жизни. Предмет исследован Конта не общество Франции а «челов-оле общест-во». Госуд-во как обрамление общества играет подчин роль. Сформулировал понятие порядка, это порядок который следует делать, формировать, планировать. Предст-ие о праве из идеи о подчиненности нравственных и общест-ых явлений не противоречащих свободе человека. Жизнедеят-ть чел-ка осущест-ся свободно в случае её соответсвия законами, и поскольку божественного права больше несущ-ет, следует признавать только права исполнять свой долг. ТО в центре учения К-та «законы управл-ие природой доллжны распространить свое действие на сферу челов-го общства». Идеи Кнота в период господства буржуазии. Несмотря на некот утопичность получили признание в 19 в и в основе академичсекого закрепления социологии как отдельной науки.

 

Генезис учения Маркса и Энгельсао государстве и праве был подготовлен и стимулирован совокупностью экономических и общественно-политических событий западно-европейской истории первой половины XIX в. Свои итоговые суждения относительно состояния современного им западно-европейского общества создатели марксизма изложили в «Манифесте Коммунистической партии» – программе Союза коммунистов. Капитализм, победивший в этом обществе, достиг, по их мнению, пика, предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных отношений. Последние стали явно мешать приращению производительных сил, превратились в тормоз социального прогресса. Буржуазия выковала не только оружие, несущее и смерть, но также породила людей, которые направят это оружие против нее, – современных рабочих, пролетариев. Сама она более не способна оставаться господствующим классом. Капитализм как тип социальной организации окончательно исчерпал себя. Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке. Ближайшая практическая цель пролетариев, консолидирующихся в самостоятельный класс, – ниспровержение господства буржуазии, завоевание политической власти. Такой суммарной оценки буржуазного строя, состояния западноевропейского общества середины и второй половины XIX в. Маркс и Энгельс держались на протяжении всего своего дальнейшего творчества. Разумеется, в эту оценку время от времени вносились определенные коррективы, дополнения и т. п. Однако два момента оставались в ней неколебимыми. Во-первых, убеждение, что наконец-то создана превосходящая все остальные учения действительная наука об обществе и получено истинное знание капитализма как такового, капитализма как общественно-экономической формации. Во-вторых, капитализм, наличествовавший тогда в передовых буржуазных странах, в основном готов для социалистической революции и стоит почти накануне ее совершения. Близким умонастроению Маркса и Энгельса пришлось исследование «анатомии» и «физиологии» государственно-организованного общества, которое проделал Руссо. Их интерес вызвали его взгляды на демократию как на норму политического бытия индивидов, соединившихся для совместной жизни и деятельности в единое общество. По Руссо, сердцевина демократии – принцип народного суверенитета, верховенства и полновластия народа в государстве. Марксистская политико-юридическая концепция складывалась не без влияния воззрений выдающихся французских историков эпохи Реставрации О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо и др. Эти ученые сумели реалистически взглянуть на факты тесной зависимости государственного строя, правовых установлений от материальных условий общественной жизни, от происходившей в истории борьбы классов. Они полагали: политические институты, юридические нормы создаются обществом, являются отражением общественного строя, первичного по отношению к ним; порожденные обществом политико-правовые учреждения потом начинают сами воздействовать на социальную жизнь, видоизменять ее. В большей мере оказались созвучны идеологическим представлениям Маркса и Энгельса развитые упомянутыми историками положения о классах и классовой борьбе. Вот некоторые из них. Общество глубоко расчленено на классы, отличающиеся друг от друга социальными, имущественными, правовыми признаками. Каждый из классов непременно стремится поставить у власти требуемое ему правительство. Доминирующий в хозяйственной жизни страны класс должен быть гегемоном также в государстве, так как интересы собственности – важнейшие и преобладают над остальными потребностями; никакие политико-юридические резоны не выдерживают конкуренции резонов собственности.