В верхней палате представлены дворяне — землевладельцы, места в ней наследственны. В нижней палате заседают представители других сословий.

Таким образом, человек, по Гегелю, свободен благодаря государству, эта свобода одновременно есть и высшая ступень нравственности.

Таким образом, по Гегелю, в идее государства можно выделить, во-первых, государственный строй и конституцию, во-вторых, международное право и, наконец, всемирную историю как арену действия мирового разума.Рассмотрим эти аспекты.

 

Диалектические аргументы привели Гегеля к уточнению классической теории разделения властей.По Гегелю,власть политическая подразделяется:

· на власть определять и устанавливать всеобщее — законодательную власть;

· на власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее правительственную власть;

· на власть субъективности как последнего волевого решения, власть государя, в которой различенные власти объединены в индивидуальное единство и которая, следовательно, есть вершина и начало целого — конституционной монархии.

Воскрешаястаринный тезис Полибия, Гегель утверждает, что конституционная монархия хороша тем, что она преодолевает односторонности абсолютной монархии, аристократии и демократии.

Разумность монархии заключена, по Гегелю, также в том, что суверенитет государства выражен в лице главы власти — монарха.Это, конечно же, не гоббсовский суверен, поскольку монархия конституционна и глава власти стоит на страже общих интересов.

Суверенитет народа, противопоставленный власти монарха, неразумен. Нельзя абстрактно вырывать народ из органического единства, коим является государство, ибо это превратит народ в «бесформенную кучу».

 

Форма правления существующих государств определяется «духом народа» в его конкретном культурно-историческом воплощении, степенью развитости его самосознания.

«Государственный строй народа не есть чисто внешнее устройство. Народ может иметь как то, так и другое государственное устройство. Оно зависит главным образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, от образа жизни и численности народа.

«Каждый народ имеет государственное устройство, которое ему соответствует и подходит».

Гегель выступает за сословное представительство в законодательной власти, которая состоит из двух палат.

Законы, по Гегелю, принимаются законодательным органом и утверждаются монархом, однако правительство должно принимать участие в их создании. Этим достигается единство государства.

 

Неотъемлемым свойством государства является его суверенитет. Суверенитет абсолютен, иначе государство просто не будет органическим единством.

 

Над госу­дарствами нет никакой внешней силы, которая разрешала бы конфликты между ними.

Международное право хотя и существует, но не носит субстанциального ха­рактера в отличие от внутреннего права.

Во внешнем международном праве отсутствует всеобщая воля. Таким образом, возникает ситуация «войны всех против всех». «Если особенные воли не приходят к соглашению, спор между государства­ми может быть решен только войной». Войны естественны — Гегель предлагал принять это как данность.

История разумна, она имеет смысл и направленность. Дух, Мировой разум на­правляет ход истории и стоит за ее событиями.