В верхней палате представлены дворяне — землевладельцы, места в ней наследственны. В нижней палате заседают представители других сословий.
Таким образом, человек, по Гегелю, свободен благодаря государству, эта свобода одновременно есть и высшая ступень нравственности.
Таким образом, по Гегелю, в идее государства можно выделить, во-первых, государственный строй и конституцию, во-вторых, международное право и, наконец, всемирную историю как арену действия мирового разума.Рассмотрим эти аспекты.
Диалектические аргументы привели Гегеля к уточнению классической теории разделения властей.По Гегелю,власть политическая подразделяется:
· на власть определять и устанавливать всеобщее — законодательную власть;
· на власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее правительственную власть;
· на власть субъективности как последнего волевого решения, власть государя, в которой различенные власти объединены в индивидуальное единство и которая, следовательно, есть вершина и начало целого — конституционной монархии.
Воскрешаястаринный тезис Полибия, Гегель утверждает, что конституционная монархия хороша тем, что она преодолевает односторонности абсолютной монархии, аристократии и демократии.
Разумность монархии заключена, по Гегелю, также в том, что суверенитет государства выражен в лице главы власти — монарха.Это, конечно же, не гоббсовский суверен, поскольку монархия конституционна и глава власти стоит на страже общих интересов.
Суверенитет народа, противопоставленный власти монарха, неразумен. Нельзя абстрактно вырывать народ из органического единства, коим является государство, ибо это превратит народ в «бесформенную кучу».
Форма правления существующих государств определяется «духом народа» в его конкретном культурно-историческом воплощении, степенью развитости его самосознания.
«Государственный строй народа не есть чисто внешнее устройство. Народ может иметь как то, так и другое государственное устройство. Оно зависит главным образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, от образа жизни и численности народа.
«Каждый народ имеет государственное устройство, которое ему соответствует и подходит».
Гегель выступает за сословное представительство в законодательной власти, которая состоит из двух палат.
Законы, по Гегелю, принимаются законодательным органом и утверждаются монархом, однако правительство должно принимать участие в их создании. Этим достигается единство государства.
Неотъемлемым свойством государства является его суверенитет. Суверенитет абсолютен, иначе государство просто не будет органическим единством.
Над государствами нет никакой внешней силы, которая разрешала бы конфликты между ними.
Международное право хотя и существует, но не носит субстанциального характера в отличие от внутреннего права.
Во внешнем международном праве отсутствует всеобщая воля. Таким образом, возникает ситуация «войны всех против всех». «Если особенные воли не приходят к соглашению, спор между государствами может быть решен только войной». Войны естественны — Гегель предлагал принять это как данность.
История разумна, она имеет смысл и направленность. Дух, Мировой разум направляет ход истории и стоит за ее событиями.