Государство и гражданское общество — это соотносительные понятия, они не существуют друг без друга.
Гегель определяет гражданское общество как сферу частного интереса. Гражданское общество — это, прежде всего, общество частных собственников. Частная собственность является его основой, фундаментом, и при отсутствии таковых говорить о существовании гражданского общества не приходится.
Личность человека, его свобода, нравственность, свобода совести неотчуждаемы.
Этапы диалектического развития свободной воли и соответственно права как реализованной свободы — абстрактное право, мораль, нравственность.
Первая ступень, абстрактное право, содержательно наиболее бедна, это этап, на котором «личность содержит вообще правоспособность» и «веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц».
Свободу человек может реализовывать в материальном мире, присваивая и преобразуя вещи.
По Гегелю, в частной собственности человек реализует свою свободу, эта собственность необходима, разумна. При обмене и передаче прав собственности возникают договорные отношения. Собственностью и объектом договоров могут быть только вещи.
Таким образом, понимание государства как продукта социального договора (Локк, Гоббс, Руссо), по Гегелю, ошибочно.
Гегель различает понятия морали и нравственности. Мораль субъективна, нравственность объективна (это «объективная мораль», социальная этика).
Напомним, что нравственность это высшая ступень развития свободы, на этом этапе свобода (и нравственность) реализуются в политических и социальных институтах.
Нравственность предстает, таким образом, не как абстракция, не как долг, а как нечто вполне реальное. Формы развития нравственности — семья, гражданское общество и государство.
Самый простой, непосредственный тип общности — семья. Следующий этап — это гражданское общество.
Гражданское общество состоит из множества семей и отдельных лиц, которые являются своего рода социальными атомами. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальное для него ничто».
Это общество сформировалось только в «современную эпоху» и характеризует достаточно высокий уровень свободы человека и общества. Исторически это соответствует капиталистической экономике и обществу буржуазных государств XVIII — начала XIX в. Идеологически эти реалии отражены в классических либеральных доктринах.
По Гегелю, гражданское общество можно «рассматривать как внешнее государство, как государство нужды и рассудка».
Возникает сложная система взаимоотношений. Общество оказывается определенным образом структурировано. В нем формируются сословия в зависимости от типа собственности, вида трудовой деятельности, степени выражения всеобщего интереса.
По Гегелю, сословия соответствуют трем моментам диалектического развития.
Первое — «субстанциальное» сословие, землевладельцы, каковыми являются дворяне и крестьяне.Второе сословие Гегель называет промышленным, это фабриканты, торговцы и ремесленники. Они уже «оторвались» от природы, она для них лишь материал. Достигнутые результаты в большей степени зависят от их рассудка, и они не полагаются на милости природы. Третье - это «всеобщее» сословие или чиновники. Они стоят на страже всеобщего интереса, тогда как промышленное сословие ориентировано на частный. Частный интерес чиновников «находит свое удовлетворение в работе на пользу всеобщего».
Отношения внутри гражданского общества регулируются правом. По Гегелю, важным структурным элементом гражданского общества являются корпорации. Гражданское общество базируется на двух столпах: святости брака и корпоративной чести. Неуважение к этим святыням подрывает устои общества.
Гегелевское понимание государства шире современных трактовок государства как основного элемента политической системы общества.
В нем находит свое выражение всеобщая воля, это сфера всеобщего интереса. Частные воли не первичны, они не образуют путем суммирования и вычитания всеобщую волю, оно не есть мнение большинства. Всеобщая воля разумна, большинство может заблуждаться.
Государство является целью развития общества (подобная доктрина называется этатизмом). В то же время оно первично по отношению к гражданскому обществу и логически и хронологически.
Гражданское общество сформировалось только в эпоху Нового времени.Государство, по Гегелю, не может быть продуктом общественного договора и функциональным придатком гражданского общества, как утверждают либеральные доктрины.