Если справедливость трактуется с опорой на фюзис — естественный закон, то сильный по своей природе, имеет право на власть.
Эта установка вела к обоснованию олигархических и тиранических форм правления.
Однако и то, что все по природе свободны, также звучало из уст софистов (Алкидамант). Природа человека определяет истинность политического устройства.Протагор утверждает в своем знаменитом изречении: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». В этом положении сконцентрирована вся склонность к релятивизму, который был так характерен для софистов.
Во время расцвета демократии развивается и субъективность в восприятии реальности.
Каждый судит об общественных делах в меру своего развития, и это выступает как значимый принцип политического устройства. Мнение и есть истина политики, но мнение большинства. Количество мнений решает вопрос об истине.
Сократ(469-399 до н. э.), который вплотную примыкает к традиции софистов, напрочь отбрасывая их релятивизм, утверждает, что добро, справедливость должны быть познаны самим человеком.
· Платон(427-347 гг. до н. э.) является одной из ключевых фигур политической мысли античности. Опыт греческой демократии, ее расцвет и упадок за совсем небольшой исторический период поставили перед Платоном вопрос о сущности полисной жизни. Каковы действительные предпосылки разумного политического устройства?
Среди множества политических сочинений Платона выделим диалоги «Государство»и «Законы». Основной темой диалога «Государство» является раскрытие связи природы полиса с нравственной природой человека.
По Платону, только народ, нравственно достигший полноты, может создать достойную политическую организацию.
Сущность справедливости лежит в государстве, и человек постольку ей присущ, поскольку он является членом государства. В государстве осуществляется реальность справедливости. Следовательно, встает вопрос о том, каково должно быть государство, в котором осуществляется справедливость.
Человек осуществляет себя, по Платону, только в полисе, поэтому полис является его природой. Человек живет для государства и в государстве. Полис рождает человека, а не наоборот. Значимыми для государства являются: сословные различия, различные добродетели, свойства отдельного субъекта.
Платон фиксирует основную противоположность в организации полиса: государственное дело (управление полисом) и работа, направленная на удовлетворение потребностей. Эти занятия разделены таким образом, что одна часть общества занимается воспроизводством государства, а другая — производством, направленным на удовлетворение потребностей общества.
Платон выделяет три основные функции «действительности нравственного»: