С х е м а 7
Русская Правда
Время действия | Название источника |
Краткая Правда (по Академическому списку - 43 статьи) | |
X - середина XI в. | Правда Ярослава (1-18 ст.) |
середина XI — середина XII в. | Правда Ярославичей (19-43 ст.) |
1-я четверть — X1I-XV вв. | Пространная Правда (121 ст. -по Троицкому списку) |
XIV-XV вв. | Русская Правда, Сокращенная из Пространной (50 ст. - по Толстовскому списку) |
Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной
редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности Руси.
Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой системы Древнерусского государства в эпоху Киевской Руси, из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людем» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги — византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейного права.
Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, принадлежавших к разным социальным группам (см. схему 8). Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии феодального общества закон брал под усиленную защиту.
Схе м а 8
Разряды феодально зависимых крестьян (по Русской Правде)
СМЕРДЫ (свободные) до 945-946 гг. | |||
СМЕ (феодально XI-X Ст. 26,28, 78,90 | РДЫ зависимые) I вв. 33 КР ПР.; ПР. ПР. | ||
РЯДОВИЧИ | ЗАК1 | /ПЫ | ХОЛОПЫ |
(по способу оформления феодальной зависимости) Ст. 25 КР. ПР.; 14 ПР. ПР. | (по осн феоде зависи Ст. 56-е ПР. | ованию льной мости) 2,64,66 ПР. | (по режиму зависимости -крепостные) Ст. 26,29 КР. ПР.; 16,32,38,46,63, 65,66,85,89,98, 110-121 ПР. ПР. |
СМЕРДЫ (свободные) до 945-946 гг.
Холопы
Правда | Правда |
Ярослава | Ярославичей, |
Пространная Правда | |
Холопы (челядь) | Холопы |
Ст. 11, 16,17КР. ПР. | (крестьяне, крепостные) |
Ст. 26, 29 КР. ПР.; | |
16, 32, 38, 46, 63, 65, 66, 85, 89, 98, | |
110-121 ПР. ПР. |
6. Гражданское, семейное и наследственное право Киевской Руси
Гражданское право.Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права — право собственности (см. схему 9) и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена(земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярскойили монастырской вотчины.В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.
Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взысканияне только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.
Схем а 9
Право собственности по Русской Правде
Редакции Русской Правды | Право собственности на имущество | |||
Движимое | Недвижимое | |||
Объект | Субъект | Объект | Субъект | |
Правда Ярослава | Конь, оружие, одежда (Ст. 12, 13, 18) Холоп (Ст. 11) | Военно-дружинная знать | ||
Правда Яросла- вичей | Рабочий скот и птица (Ст. 21,28, 36) Сено, дрова (Ст. 39, 40) Лодка (Ст. 35) Холоп (Ст. 29) | Князь Огнишанин (феодал) Смерд (крестьянин) | Земля пахотная, лес, борти (Ст. 24, 32, 34) | Феодал |
Пространная Правда | Домашнее имущество, оружие, одежда (Ст. 34, 35, 41) Рабочий скот и птица (Ст. 33-35, 37, 41, 45,64,81,84) Сено, дрова (Ст. 82) Лодка речная и морская (Ст. 79) Хлеб-зерно (Ст. 43, 83) Челядин (Ст. 32, 38, 89, 110, 112-115, 118, 119) | Князь Огнишанин (феодал) Смерд (крестьянин) | Земля пахотная и усадебная Водные, лесные и борт-невые угодья (Ст. 69-73, 75, 76) | Огнишанин (феодал) |
Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый меж-
ду купцами (с упрощенными формальностями), и заем с самозакладом — закупничество. Предусматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.
Семейное право.Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а Великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.
По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14— 15 лет для мужчины и 12— 13летдля женщины, т.е. с момента половой зрелости). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.
Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
Наследственное право.Понятие наследства возникает непосредственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего, к ним же пере-
ходили и военные обязанности отца. При наличии сыновей дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочерям.