Б-ценности

Подлинное к внешнее научение

При такой точке зрения на человечество ваше пред­ставление о психологии и психиатрии претерпевает существенные изменения. Например, 99% того, что написано по так называемой теории научения, просто неприменимо к развивающемуся человеческому суще­ству. Теория научения просто неприложима к челове­ческому существу, движущемуся к пределам возмож­ного совершенства.

Почти всегда в литературе по теории научения рассматривается то, что я сам называю «внешним на­учением» в отличие от «подлинного научения». Внеш­нее научение означает приобретение возможных на­выков, подобное складыванию в карман ключей или монет. Внешнее научение — это просто усвоение еще одной ассоциации или нового умения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это для вас возмож­но — совсем другое дело. Дальние цели обучения взрос­лых и любого другого обучения — это пути, или спосо­бы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это я называю под­линным научением, и дальше я буду говорить только о нем. Это способ, каким обучаются самоактуализирую­щиеся люди. Помочь пациенту достичь такого подлин­ного научения — это главная цель консультирования.

Эти вещи я знаю с полной определенностью. Но здесь имеется еще и другое, в отношении чего я совер­шенно уверен, — мой нюх, так сказать, подсказывает мне это. Все же по этим вопросам у меня даже еще меньше объективных данных, чем по тем, которые я обсуждал выше. Самоактуализацию довольно трудно определить, но намного труднее ответить на вопрос: «А что стоит за самоактуализацией?» Или если хотите: «Что стоит за аутентичностью?» Честность — это еще не все в самоактуализации. Что еще мы можем сказать о самоактуализирующихся людях?

Самоактуализирующиеся люди, все без исключе­ния, вовлечены в какое-то дело, во что-то, находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода при­звание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает раз­деление «труд — радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красо­те или истине. Все они тем или иным образом посвяща­ют свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, доб­ро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других. Эти Б-ценности описаны в прило­жении к моей книге «Religions, Values and Peak Experiences» (1964). Это ценности бытия.