Лингвистические понятия и терминология

Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии

В.И. Селиверствв

Любые нарушения (отклонения, дефекты, недораз­витие, недостатки, расстройства, патология) речи обя­зательно предполагают их сравнение с нормой языко­вой (система знаков) и речевой (использование систе­мы языковых знаков в разных видах деятельности). Следовательно, понятия о норме языка и речевой де­ятельности это логически обязательная точка отсчета для определения разного рода лингвистиче­ских проявлений неправильной речи, ее отклонений, на­рушений и т. д. Отсюда проистекает необходимость прежде всего свободного оперирования основными лингвистическими понятиями и терминами, характе­ризующими структуры, категории, формы, виды, сто­роны, компоненты, части и т. д. языка и речи.

На лингвистических понятиях о правильной речи строится лингвистическая характеристика разных ее нарушений: импрессивной (восприятия) и экспрессив­ной (воспроизведения), устной и письменной; разных сторон (компонентов) устной речи: фонетической, лексико-грамматической, мелодико-интонационной и темпо-ритмической (просодической) и письменной: чтение и письмо.

Отсюда соответственно вытекают представления и понятия:

■ о недостатках звукопроизношения: отсутствие, за­мена, искажение, смешение звуков, нарушение фо­нематического восприятия;

■ о недостатках слово- и фразообразования: бедный словарь, искажение слов, опускание, перестанов­ки морфем и слов во фразе, элизии, контаминации, персеверации, многочисленные аграмматизмы;

о мелодико-интонационных недостатках речи, ха­рактеризующихся отклонениями в голосоподаче, нарушениями силы, высоты, тембра голоса: голос тихий, хриплый, визгливый, глухой, сдавленный, вялый, невыразительный и т. п.;

■ о темпоритмических недостатках: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыка­ние, необоснованная паузация, скандирование звуков, слогов и слов и др.;

■ о недостатках письменной речи: неправильное буквенное восприятие (в чтении) и обозначение ре­чевых звуков (в письме), недописки, пропуски и смешения графем, несогласование и перестанов­ки слов в предложениях, разные проявления пись­менного аграмматизма и технически-процессуальные недостатки чтения и письма.

Знания общих закономерностей и возрастных осо­бенностей развития детской речи позволяют судить о разных отклонениях в темпах этого развития и формах их проявлений. В связи с этим в детской логопедии принято выделять фонетико-фонематическое недораз­витие речи (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР), имеющие разные подвиды и уровни. Для ФФН — это недостатки произношения разных групп звуков языка: шипящие сигматизмы и парасигматизмы (Ш, Ж, Ч, Щ); свистящие сигматизмы и парасигматизмы (С, С, 3, 3', Ц); ротацизмы и параротацизмы (Р, Р'); ламбдацизмы и параламбдацизмы (Л, Л'); йотацизмы и парайотацизмы (И); каппацизмы и паракаппацизмы (К, К', Г, Г', X, X'); недостатки звонкости и твердости согласных звуков. Для ОНР по сложности проявлений лексико-грамма-тических нарушений принято выделять у детей три уровня общего речевого развития (по Р.Е. Левиной; и четвертого уровня — по Т.Б. Филичевой).

Таким образом, для обозначения внешних проявле­ний речевых нарушений широко и преимущественно используются лингвистические понятия и терминология.

Исторически сложилось так, что начиная с древ­нейших времен в риторических и педагогических со­чинениях (Марк Фабий Квинтилиан и др., а затем: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М.В. Ло­моносов, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и мн. др.) в основные понятия правильной речи включали: ясность, отчетливость, чистоту произношения; богатство и точ­ность используемых слов; содержательность, последо­вательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений; эмоциональную выразительность, умеренную гром­кость, сдержанность, умеренность и уместность жес­тикуляции, красивую манеру поведения в разговоре и выступлениях.

В «Материалах для словаря древнерусского язы­ка» И. И. Срезневского (I, II, III т. — М., 1958) мы нахо­дим некоторые термины-обозначения неправильной речи. Эти первые русские термины-обозначения созда­вались по принципу описания дефекта или созвучия с ним. Например, по описанию: языкоболезние, языко-болезньствие, мудьногласный, косноглаголевый, косно­язычный (коснение — медленность); по созвучию: за-якливый (от ИКЪ— икать), гугнявый, гнусливый (от ГНЪ — носовое созвучие), немый (от НЪМЪ — созву­чие с мычанием) и т. п.

Принципы описания или созвучия с дефектом при образовании терминов-обозначений неправильной речи сохранился и в более позднее время. В «Толковом сло­варе живого великорусского языка» В.И. Даля (СПб., М., 1912—1913) мы находим: алалыка, лалыка, барма, ерго-танье, картавленье (обозначение своеобразия и недо­статков произношения соноров р, л); музюкать, прише­петывать, шепелянье, свиблость, сюсюканье (недостат­ки шипящих и свистящих звуков); волчья пасть, заячья губа, изгага (физические недостатки речевого аппара­та); безгласие, беззвучие, бубнить, блебетать, гундосый, гнусавый, нюгандать, сипота, сап, хрипота (недостатки голоса). В целом невнятная, неразборчивая, смазанная, неясная речь обозначается целым рядом определений: немой алабор, барабошить, безъязычие, бекать, бормо­тать, буркать, вякать, качкать, куим, кубякать, латышать, лопотать, микать, мямкать, неразжева и мн. др.

Характерно, что некоторые из этих терминов-оп­ределений впоследствии приобрели даже профессио­нально-диагностическое и нозологическое значение: заикание, шепелявость,косноязычие, картавость, гнусавость, немота.