Авиценна
Заключение
Наибольший расцвет греческой культуры относится к V в. до н. э. Философские учения Древней Греции (материализм и идеализм) отражали острую классовую борьбу рабовладельческой демократии с земельной рабовладельческой аристократией.
Культурное наследие Древней Греции было воспринято Римской империей, период наибольшего могущества и расцвета культуры которой относится ко II в. до н. э. — I в. н. э.
Сочинения философов, энциклопедистов того времени дают нам представление о культуре Древней Греции и Рима. В философских, исторических, педагогических и медицинских сочинениях (Демокрита, Платона, Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена, Квинтилиана и др.) отражены взгляды выдающихся умов той эпохи на вопросы воспитания подрастающего поколения, вопросы сохранения здоровья, различные болезни и необходимые меры по их лечению. Встречаются в этих сочинениях и упоминания о воспитании правильной речи, о возможных ее расстройствах, о средствах их предупреждения и преодоления.
Отношение к вопросам воспитания и обучения, понимание болезней и их лечение определялись материалистическим (Демокрит) или идеалистическим (Платон) мировоззрением авторов. В объяснении происхождения болезней и соответственно их лечения преобладали гуморальная точка зрения (Гиппократ) и учение о пневме (Платон, Аристотель).
В общих вопросах воспитания превалирующими для того времени были высказывания о природосообразно-сти (Демокрит, «Природа и воспитание подобны»), о необходимости начинать воспитание ребенка с самого раннего возраста (Платон, Квинтилиан), о задачах единого процесса умственного, физического и нравственного воспитания детей (Аристотель), о необходимости трудового воспитания, о роли систематических упражнений в воспитании (Демокрит, Аристотель, Квинтилиан).
Квинтилиан, подчеркивая необходимость последовательного и доступного для детей обучения, впервые высказывает мысль о том, что «тупые и неподдающиеся умы появляются столько же против природы, как и всякие другие уроды и чудовища», что это бывает редко и что все дети от природы являются сообразительными и нуждаются только в правильном воспитании и обучении. Платону принадлежит первая попытка возрастной периодизации с указанием задач воспитания для каждого возрастного периода человека.
Для развития речи Платон полагал необходимым специальный подбор литературы для заучивания и рассказывания ребенком. Квинтилиан впервые обращает внимание на фонетические погрешности детского языка и рекомендует воспитывать правильную речь у детей в раннем периоде их развития (до 7 лет). В связи с этим он указывает на полезность изучения детьми языка и занятий музыкой.
В сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля высказываются мысли* о роли социальной среды в воспитании детей, «Постоянное общение с дурными развирает дурные задатки»,— писал Демокрит и потому предостерегал от дурных примеров. Платон и Аристотель, в свою очередь, подчеркивали важную роль семьи в заботе о нравственном воспитании детей. Квинтилиан впервые высказал мысль о необходимости благоприятной речевой среды для формирования у детей правильной речи.
В медицинской литературе превалировала мысль о природосообразности лечения болезней (Гиппократ: «Природа — врач болезней») и ее целенаправленности (Аристотель: «Природа не делает ничего лишнего...»).
В этих сочинениях мы встречаем уже указания на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека (Гиппократ), описание органов и функций слуха, зрения, голоса и речи, в частности языка и губ (Гиппократ, Аристотель). Гален уточнил сведения о строении и функциях головного мозга, нервной системы, описал механизм дыхания.
Здесь впервые были предприняты попытки научного описания отдельных расстройств слуха, голоса и речи, первые попытки их дифференциации. У Гиппократа и Галена, в частности, встречаются упоминания о таких расстройствах речи (в их переводе на русский язык), как расстройства голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание.
Характерно, что речевые расстройства рассматриваются в ряду других болезней, поражающих человека, но также и как симптом какого-то другого заболевания. Поэтому у Гиппократа мы находим указания врачу при диагностировании любой болезни обращать внимание на состояние слуха и речи больного.
Причинами расстройств речи, по мнению древних врачей, являются либо излишки влаги преимущественно в головном мозге или в органах речи (Гиппократ), либо недостатки в строении или в функциях органов артикуляции (Аристотель, Цельс). Гален указывал на возможность причин возникновения речевых расстройств как центрального происхождения, так и периферического. При этом обращал внимание на то, что речевые расстройства могут быть либо врожденными, либо приобретенными.
Из этих взглядов на природу расстройств речи вытекали и своеобразные рекомендации их лечения путем: водолечения, массажа, хирургического вмешательства (в асклепейонах), горячие изливания, кровопускание, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гиппократ). Наряду с хирургическим вмешательством у Цельса встречается мысль о видимой необходимости каких-то речевых упражнений, ибо хирургические вмешательства не всегда приносят желаемый эффект. Подобно Орибазию, энциклопедисты Аэций Амид-ский(527 —565) и Павел Эгинский(625 — 690) были составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. У этих авторов встречаются и некоторые упоминания о речевых расстройствах. По сведениям, которые собрал И. А. Сикорский1, Антилл (Ув), Аэций Амидский, Павел Эгинский рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки и излагали различные хирургические способы подрезания языка.
Антилл различал три уздечки языка: среднюю и две боковые. Укорочение средней, по его мнению, оказывает влияние на произношение D, L, R, а укорочение боковых — на звуки Р, Рп, К, Ch. Аэций Амидский болезням речи посвятил целую главу, в которой в основных чертах повторено учение Галена. Автор обнаруживает истоки болезни речи только от страданий языка и с довольно большими подробностями излагает хирургические способы лечения болезни речи, а именно — подрезания языка.
В плане терапии заикания Орибазий, в частности, предлагал определенный порядок:
1) произносить наизусть отрывки эпического, затем лирического характера. Притом начиная с возможно низкого тона, постепенно повышая голос и снова понижая; 2) чтение начинать с отрывков наизусть; 3) в речи делать глубокий вдох. В курсе терапии у Ориба-зия имеется: низкий голос, трудные комбинации звуков, речь под такт, упражнения в умственной речи, постепенность дидактических приемов (сначала под руководством наставника, потом в виде чтения и, наконец, в форме бесед), в состав лечебных условий поставлен был и сам врач (с. 237 — 238).
Арабские халифаты.Начиная с VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока (времен арабских халифатов) унаследовала ценные достижения древневосточной и античной цивилизации, которые в дальнейшем послужили одним из источников западноевропейской цивилизации. Периодом наибольшего расцвета культуры и науки народов Востока времен арабских халифатов были IX — XI вв. Величайшими представителями этого периода были энциклопедисты Мухаммед Аль-Хорезми, ар-Рази, Ибн Сина, Аль-Бируни.
Авиценна (Ибн Сина)(980— 1037 гг.) — крупнейший ученый своего времени, философ, врач, естествоиспытатель и поэт народов Средней Азии. Он оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знаний: философии, математике, языку, астрономии, химии, медицине, психологии, логике, геологии. Вопреки Корану Ибн Сина утверждал, что мир вечен, а не сотворен. По его мнению, мир материален и вечен. Он возник не по воле Бога, а в силу непреложной необходимости. Движение присуще материи. В мире царит естественная закономерность.
Ибн Сина (Авиценна) родился недалеко от Бухары. По сведениям его биографов, он в десятилетнем возрасте как губка впитывал преподаваемые ему предметы, удивлял всех своим дарованием. Он знал наизусть весь Коран, усвоил в основном все словесные дисциплины: грамматику, стилистику, поэтику и др. В этом возрасте он не только умел читать и писать, сочинять стихи, но и жадно прислушивался к происходившим в его присутствии ученым разговорам. Самостоятельно усвоив элементарную логику и начало геометрии, он приступил к изучению естественных наук, в том числе и медицины. С необычайной легкостью одолевал он книги по медицине, которая, по его мнению, не принадлежит к числу трудных наук. Он писал о себе: «Медицина не относится к числу трудных наук, и поэтому я в короткое время овладел ею в значительной степени».
Уже в 18-летнем возрасте Ибн Сина пользовался большим авторитетом среди медиков тогдашней Бухары, принимал больных и весьма успешно лечил их.
В дальнейшем его талант в области медицины проявился настолько ярко, что имя его справедливо стоит в одном ряду с великими врачами Античности.
Задолго до того, как передовая философская мысль Европы поставила на первое место наблюдения и опыты, Ибн Сина применял наблюдение и опыт в решении вопросов медицины. Он писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». Он отверг демонологические представления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиваться психоз, что самое вредное для больного — это страх, и рекомендовал музыку в качестве терапевтического средства. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к болезни, так и к здоровью человека.
Вопросам медицины Ибн Сина посвятил более 20 произведений. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» («Тиб Канун-лари», 1020 г.) — энциклопедический свод медицинских знаний Древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел критический итог развитию медицины к XI в. Его труд способствовал поэтому быстрому расцвету медицины. В XII в. (в Толедо) он был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе, был напечатан в Европе около 30 раз.
В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону». Сочинение Ибн Сины формировало медицинское мышление многих поколений.
«Канон» состоит из 5 книг. Первая содержит определение медицины, сведения по анатомии, общие сведения о болезнях, о сохранении здоровья, о лечении вообще. Во второй излагается учение о простых лекарствах и способах их действия. Третья содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.
Особые главы «Канона» посвящены воспитанию здорового и больного ребенка.
В «Каноне» имеются сведения о расстройствах речи и о способах их лечения. Здесь Ибн Сина пишет о значении различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии в их строении и функциях, и в связи с этим — о возможных речевых расстройствах. Усматривая зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, он тем самым развивает и дополняет мысль Аристотеля. Причину неправильного строения или функционирования органов артикуляции Ибн Сина усматривает в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма.
«Чрезмерная величина языка бывает от преобладания крови, а иногда от обилия слизистой влаги...». «Расслабление языка иногда доходит до того, что речь либо затрудняется, либо искажается. Сюда относится картавость и косноязычие. Есть дети, у которых затягивается период неспособности к речи. У некоторых косноязычных язык развязывается, так как растворяется влага, задержанная в корнях нерва языка и заставляющая язык запинаться. По той же причине ребенок картавит, а когда он становится юношей и влага в языке уравновешивается, начинает говорить чисто» (с. 253)1.
Наряду с нарушениями периферической части речевого аппарата Ибн Сина, однако, усматривает возможность поражения и его центральной части, что тоже приводит к различным расстройствам речи.
«Иногда немота и другие повреждения речи происходят от повреждения в мозгу и в месте выхода нерва, который идет к языку и двигает его... Поскольку нерв языка связан со множеством других нервов, то эти нервы должны либо способствовать языку в его движении...— так обстоит дело у людей со здоровой речью-либо препятствовать движению... тогда наблюдается косноязычие и т. п.» (с. 353).
Исходя из таких воззрений на причины речевых расстройств, Ибн Сина рекомендует и соответствующее их лечение: пускать из сосудов языка кровь, двигательные упражнения для языка, тереть язык нашатырем с сушеным кислым молоком, полоскать горло перцем, горчицей, натирать язык вяжущими лекарствами и т. д. — все это с целью вызвать обильное слюнотечение.
Своеобразен его взгляд на причину и устранение заикания. Он пишет: «Иногда расстройство речи происходит по причине, заложенной в мышце гортани, когда в ней имеет место натяжение или расслабление. Случается, что человеку сначала трудно издавать звуки, т. к. он усиленно старается привести в движение мышцы груди и гортани, а эти мышцы не следуют усилиям и не подчиняются им. Когда же он вдохнет, начиная говорить и произносить слова, то язык после этого развяжется. Такому человеку следует, собираясь начать говорить, сделать глубокий вдох и широко расправить грудь, причем он должен говорить не спеша. Когда он привыкнет к этому, ему будет легко говорить, и легкость речи станет для него обычной».
Таким образом, Ибн Сина, твердо придерживаясь гуморальной точки зрения, рассматривает центральные и периферические причины возникновения различных речевых расстройств и соответственно этому предлагает и разные средства их преодоления, направленные на уменьшение количества жидкости в речевом аппарате.
Можно полагать, что точка зрения Ибн Сины на речевые расстройства соответствовала взглядам врачей Европы XI —XVIII вв.