Тема 1. Постмодернизм в искусстве Запада: архитектура, живопись, дизайн.

Термин «постмодернизм». «Постмодернизм» и «модернизм». Социально-исторические предпосылки постмодернизма: глобальные изменения в мире, кризис индустриальной цивилизации, становление информационного типа общества, глобальные проблемы конца ХХ века. Философско-эстетические основы постмодернизма: французский постструктурализм и постфрейдизм; теория деконструкции Жака Деррида; влияние на развитие постмодернистской эстетики взглядов Умберто Эко - заметки на полях романа «Имя розы»; концепция иронизма Ричарда Рорти; термин «симулякр» в эстетике постмодернизма, становление концепции симулякра в работах Жана Бодрийара; стирание граней между «высоким» и «массовым» искусством, ироничность, единство проблемности и занимательности в художественных произведениях; восстановление авторитета традиций, их переосмысление на основе нового понимания человека и художественного опыта модернизма; ретро и квазиисторизм, полистилизм искусства. Роль компьютерных технологий в искусстве постмодернизма. Хеппенинг, инвайронмент, инсталляция, перформенс и др. формы художественной активности в постмодернизме.

Постмодернизм в западной архитектуре. Кризис модернистских принципов архитектуры в конце 60-х годов (Ле Корбюзъе, Гропиус) – протест против стандартизации среды обитания. Введение в архитектуру новых доминант – пространственно-урбанистического мышления, регионализм, экологизм, дизайн. Теория стилевого плюрализма. Отказ от принципа « от функции к форме», новый метод проектирования – «для данного случая». Обращение к архитектурным стилям прошлого, многообразие и эклектическое сочетание материалов, полихромность, антропоморфные мотивы – обогащение языка архитектуры. Стилистические особенности архитектуры постмодернизма: склонность к динамичным, разрастающимся структурам, криволинейным и скошенным поверхностям, внезапным разрывам и расслоениям объемов, поворотам и скольжениям осей. Имитация рассеянных, хаотичных конструкций. Элементы иронии и гротеска. Наиболее яркие примеры постмодернизма в архитектуре: жилые массивы Рикардо Бофила, частные особняки и общественные здания Майкла Грейвза, банковские и административные комплексы Филиппа Джонсона, сооружения Джеймса Стерлинга и Чарльза Мура, Ганса Холлайна и японской группы «метаболистов». Сооружения культурного назначения: художественная галерея в Штутгарте (Д. Стерлинг). Анализ постмодернистской архитектуры в работах Ж. Деррида.

Дизайн. Альтернативныйдизайн 60-х годов – пародия и шаржи на институциональный дизайн (Франсуа Лалан). Увлечение поп-артом. Обращение к вызывающе ярким цветам, глянцу, блестящим поверхностям синтетических материалов. Течение радикального дизайна в Италии в середине 60-х годов. Объединение «Мастерские алхимии» в Милане во главе с Алессандро Мендини. Объединение «Мемфис» (Этторе Соттсасс, Андреа Бранци, Микеле де Лукки, Маттео Тун и др.). Мебельный дизайн постмодернизма. Развитие органического направления в дизайне. Колоркор и его пластические возможности.

Живопись. Появление постмодернистских тенденций в живописи 70-х годов. Ироническое сочетание реалистических, аллегорических, символических принципов в картинах Р. Китая, Р. Эста. «Мечта о любви» Д. Ати – выражение «новой эклектической чувственности». Основные направления в живописи постмодернизма: метафизическое (Бэлтус, Гилспи, Мариани, Фиуме, Кифер); повествовательное (Э. Лесли, Ж.Бил, Д. Хокни, Р. Китай); аллегорическое (С. Робертс, В. Сивитико, Л. Перри, М. Ирлбэчера и др.); реалистическое («архетипический реализма» – Л. Фрэнд, П. Рилстэйн; фотореализм (Р. Эст, Ж. Де Эндриа), «навязчивый реализм» (М. Леонардо, Б. Джонсон, С. Холи); сентименталистский (П. Шермули, Э. Эрайк, М. Эндрюс, Б. Джекин, Р. Шеффер, М. Эндрежевик).