Тема 5. Развитие советского искусства 60-80-х годов

Тема 4. Тема Великой Отечественной войны в советском искусстве

Роль искусства в жизни страны во время войны. Изменения жанровой субординации: перенесение центра тяжести на оперативные виды графики. Развитие плаката - Тоидзе «Родина-мать зовет!» и др. Сатирический рисунок, карикатура - Б. Ефимов, Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов). Графические зарисовки – «Ленинград в дни блокады» Пахомова, «Не забудем, не простим!» Шмаринова, зарисовки Кокорина и Сойфертиса и др. События и герои военных лет в живописи Б. Неменского, Б. Пророкова, А. Пахомова, А. Пластова, С. Герасимова и др.). Парадный портрет героя-военного – портрет генерала Черняховского работы Вучетича, образы героев-военных В. Мухиной и др. Возникновение жанра мемориала.

Послесталинский период в истории страны. Понятие «оттепель». Хронологические границы периода: от ХХ съезда партии с разоблачением культа личности Сталина (1956) до ввода советских войск в Чехословакию(1968). Ситуация «оттепели»: ослабление идеологического давления, либерализация общественной жизни. Наиболее характерные процессы в области культуры. Сложение новой ситуации в изобразительном искусстве страны. Основные тенденции в развитии официального искусства. Новая интерпретация метода социалистического реализма в «суровом стиле». Идейная и эстетическая программа «сурового стиля». Основные темы – война с ее трагическими последствиями, участь крестьянства, напряженный, будничный труд. Военные циклы Е. Моисеенко и Г. Коржева. «Героизированный бытовой жанр» – Н. Андронов, А. Васнецов, В. Иванов, Т. Салахов, И. Обросов.

Судьба и творчество В. Попкова, роль художника в истории отечественного искусства. Лиризм и исповедальность творчества. Автопортреты, образ женщины в произведениях Попкова.

Реабилитация дореволюционного русского искусства, роль наследия художников старшего поколения в создании новой творческой атмосферы. Открытие западного авангардного искусства (выставки Пикассо, Леже, импрессионистов, мексиканских художников-монументалистов), его влияние на художественный процесс в СССР. Своеобразие выставочной деятельности в 60-х годах.

Изменения в архитектурной практике. Разработка проектов типового строительства, появление жилых массивов. Облик новых микрорайонов и городов 60-70-х годов.

Развитие прикладных видов художественного творчества, возникновение дизайна. Взлет издательского дела, книжная графика 60-х годов.

Значение 60-х в истории отечественного искусства, противоречивость и неоднозначность процессов, происходивших в культурной жизни этого периода.

70-е – начало 80-х годов - перемена общественного климата: усиление стагнации во всех сферах жизни советского общества. Военная кампания в Афганистане. Противоречивый характер процессов, происходивших в искусстве. Размежевание в среде художников. Вытеснение части художников в подполье, волна эмиграции.

Ситуация в официальном искусстве. Обновление неоакадемизма. Творчество О. Филатычева, З. Нижарадзе, Г. Ханджяна. Развитие декоративно-монументального искусства - мозаика, фреска, монументальный текстиль. Образ эпохи в творчестве Д. Шаховского, Д. Митлянского, А. Пологова, Н. Нестеровой, Т. Назаренко, А. Петрова - «сказовая» интонация, обращение к традициям крестьянского и городского фольклора.

Развитие дизайна, освоение выразительного языка современных европейских школ.

Тема 6. Неофициальное искусство 60-80-х годов («андеграунд»)

«Другое искусство» как феномен отечественной культуры. История неофициального искусства в СССР. Деятельность Студии экспериментального искусства Э. Белютина (1954 г.). Лианозовская группа (конец 50-х). Творчество Льва Кропивницкого, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Лидии Мастерковой и др. Деятельность группы «Движение» (1964), развитие кинетического искусства в творчестве Л. Нусберга, Ф. Инфантэ и др. Группа «Метафизический синтетизм» в Ленинграде(1967) – М. Шемякин, Е. Есауленко, В. Макаренко, А. Нежданов: эстетическая программа. Художники «Сретенского бульвара» в Москве (1960-е). Появление «соц-арта» – Э. Булатов, В. Комар, А. Меламид. Творчество Ю. Соостера. Проблемы русской художественной эмиграции. Концептуализм Ильи Кабакова и В. Янкилевского. И. Кабаков «Коммунальная кухня». В. Янкилевский «Адам и Ева». Образ типового гражданина, обезличенные Он и Она в творчестве художника. Поэтика работ Э. Гороховского и Б. Заборова. Ностальгия, поэтизация прошлого. Творчество Олега Целкова, Д. Краснопевцева, В. Вейсберга.

Художественный мир А. Зверева. Работы В. Яковлева.

Изобразительное искусство конца ХХ века. Постмодернизм