Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).
Постановление ЦК КПСС о перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Ликвидация всех художественных группировок и создание единой организации – Союза художников СССР. Идеологизация искусства, превращение его в иллюстрацию политических доктрин. Борьба с религией и ее влияние на развитие искусства, разрушение духовных традиций. Провозглашение метода социалистического реализма. Эстетические принципы соцреализма. Содержание понятий «народность», «идейность», «доступность», «партийность», «революционный романтизм» в контексте теории соцреализма.
Система видов и жанров официального изобразительного искусства 30-50-х годов. Портрет вождя – главный жанр; иконографический канон (А. Герасимов «И. Сталин и К. Ворошилов на прогулке в Кремле», скульптура С. Меркурова «У шлюзов канала Москва-Волга» и др.). Тематическая картина – апофеоз хорового начала (И. Бродский «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода», «Демонстрация на проспекте «25 октября», Иогансон «На старом уральском заводе» и др.). Основные разновидности пейзажного жанра (лирический, эпический, этюд, производственный и др.).
Сложение нового стиля в архитектуре. История проекта Дворца Советов в Москве как выражение социальной и художественной концепции времени. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и Московский метрополитен как воплощение духа эпохи. Станции «Кропоткинская» и «Площадь Маяковского» – классика нового архитектурного жанра подземного сооружения, образное и пространственное решение. Скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - идейное содержание, его художественное и техническое воплощение. Искусство рельефа. Книжная иллюстрация.
Послевоенный период. Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам культуры и искусства и его влияние на культурную политику. Создание института Сталинских премий. Организация Академии художеств СССР, деятельность Академии. Новые черты социалистического реализма: победный дух, зрелищность, парадность. Интерес к историческому и батальному жанру. Возрождение искусства панорамы ("Оборона Севастополя", «Бородинская панорама» и др.). Послевоенная архитектура: новые станции метро, реконструкция ВДНХ, строительство высотных зданий. Стилистические особенности архитектуры послевоенного десятилетия. Термин «сталинский классицизм». Монументальная скульптура 1945-1955 гг. – активная работа по созданию воинских мемориалов. Творчество Вучетича (мемориал в Берлине и др.). Развитие парковой скульптуры. «Новая трактовка» в станковой скульптуре (памятник Гоголю в Москве – Н. Томский, Сталину в Ереване - Меркуров). Официальный курс в области изобразительного искусства - борьба с формализмом и натурализмом. Отражение новых тенденций в творчестве Дейнеки, Кончаловского, Корина, Сарьяна, Лактионова, Решетникова и др. Возвращение на Родину С. Коненкова и Эрьзи. Персональные выставки выдающихся скульпторов в Москве и их влияние на художественный процесс.