Тема 1. «Неопримитивизм» в русском искусстве начала ХХ века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В.А. Серов. Раннее творчество. Развитие реалистического портрета. Влияние Репина. Увлечение импрессионизмом, достижения в области пленэрной живописи. Обострение психологической характеристики. Тема творческой личности - галерея портретов современников. Пейзажная и жанровая живопись Серова. Обращение к истории. Графика художника.

Тема 7. Традиции и новаторство в творчестве московских художников

Тема Москвы и Петербурга в русской культуре Х1Х века. Идейная борьба и литературные дискуссии, отражение в них противоречий культурного развития России. Противопоставление Москвы и Петербурга в общественной полемике и творческих спорах.

Художественная атмосфера древней столицы. Провинциальность московского культурного быта в конце Х1Х века, консервативность общественных устоев. Традиции Московского училища живописи, ваяния и зодчества во второй половине Х1Х века, их отличие от устоев Академии художеств в Петербурге. Формирование нового поколения художников, творчество которых вступило в противоречие с принципами аналитического реализма передвижников – А. Архипов, К. Коровин, С. Иванов, А. Рябушкин и др.

А. Е. Архипов. Новаторское решение крестьянских сюжетов. Органическое слияние бытового и пейзажного жанра, перенос акцента с повествования, события на лирическую интерпретацию явлений жизни. Приглушение социального звучания, выдвижение живописных задач. Лирическая интерпретация пейзажа в творчестве художника.

С.В.Иванов.Новая постановка социальной проблематики(не трагедия действия, а трагедия обстоятельств). Тема переселенчества и революции 1905 года в творчестве художника.

А. П. Рябушкин. Новизна трактовки исторического жанра: от трагедии и драмы к поэтизации повседневности. Декоративность, добрая ирония. Признаки модерна в позднем творчестве художника.

М. В. Нестеров. Ранние жанровые и историко-бытовые произведения. Обращение к религиозной тематике. Картины « Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею». Росписи соборов. Портретное творчество Нестерова. Особенности художественного метода Нестерова.

К.А. Коровин. Верность художника импрессионизму. Стремление к этюду как самостоятельной форме. Этюдизм – национальная особенность русского импрессионизма. Слияние декоративности и импрессионизма («декоративный импрессионизм»). Основные темы и мотивы. Образ Парижа в творчестве художника. Крымские пейзажи и натюрморты 1910-х годов. Артистизм художника. Своеобразие личности Коровина.

 

Тема 8. Художественное объединение «Мир искусства»

«Мир искусства» – наиболее значительное художественное объединение в русской культуре рубежа веков, универсализм деятельности. История создания объединения. (1898 – 1904, 1910 – 1924). Эстетическая программа. Полемика с передвижниками, критика академизма. Идея «искусство для искусства». Просветительская деятельность «мирискуссников».

Творчество наиболее значительных представителей «Мира искусства». А.Н. Бенуа (1870-1960) – лидер объединения, разносторонность творчества. Живописные произведения. Серия «Последние прогулки Людовика Х1У». «Версальская серия». Петербургская тема в творчестве Бенуа. Театрально-декорационная деятельность Бенуа. Бенуа - художественный критик и историк искусства. Мемуары Бенуа «Моя жизнь». К.А. Сомов (1869-1939) – «галантная тема» в творчестве художника, пейзажная живопись, портреты. Л.С. Бакст (1866-1924) – портреты деятелей культуры; принципы модерна в картине «Ужин»; античная тема в творчестве художника; театрально-декорационное творчество. Е.Е. Лансере (1875 – 1946) - график и живописец. Работа Лансере в журнале «Мир искусства» и книжной графике. Русский ХУ111 век в творчестве художника. А.П. Остроумова-Лебедева (1871-1955) - классический Петербург в гравюрах художницы. М.В. Добужинский(1875-1957) – графические работы; театрально-декорационная живопись; историческая тема и образ современного города в творчестве художника. Поздний период деятельности «Мира искусства» - художники Б. Кустодиев, З. Серебрякова, Н. Рерих и др.

Раздел 11. Авангард в изобразительном искусстве

Россия и Европа

 

Своеобразие русской школы авангардного искусства. Две основные тенденции в развитии русского авангарда: экспрессионистическая и кубистская (по Д.В. Сарабъянову).

История и эстетическая программа объединения «Бубновый валет». Влияние новых направлений французской живописи (Сезанн, фовизм, кубизм) и городского русского фольклора. Понятие «неопримитивизм». Интерес к предмету, к живописной массе, объему, фактуре. Натюрморт как ведущий жанр «бубновых валетов».

Творчество художников «Бубнового валета»: П.П. Кончаловский (1876-1956) - живописный темперамент художника; испанский цикл; натюрморты и портреты; И.И. Машков (1881-1944) – натюрморты, портретное творчество, автопортреты; А.В.Лентулов(1882-1943) -поиски формы, активного пластического языка, городской пейзаж с мотивами древнерусской архитектуры; Р.Р. Фальк (1886-1958) - «лирический кубизм», принцип «погружения в предмет», портреты Фалька; А.В. Куприн (1880-1960) -лирическое восприятие мира, натюрморты Куприна; творчество художников, близких объединению – Н.И. Альтмана, Д. П. Штеренберга.

Организация объединения «Ослиный хвост». Спор «валетов» с «хвостами».

Особенности русского примитивизма начала ХХ века – ориентация на национальное наследие (отечественный лубок, вывеска, народная игрушка, икона). Творчество М. Ларионова (1881-1964). Провинциальная серия в творчестве художника. «Лучизм» как художественная система, первый вариант беспредметной живописи. Н. Гончарова (1881-1962) – первая женщина - художница русского авангарда.Религиозная тема в творчестве Гончаровой, обращение к наследию примитивной иконы. Тетраптих «Евангелисты». Крестьянские мотивы. Эпическое начало и экспрессия в творчестве Н. Гончаровой. Программа «всечества». А.В. Шевченко (1883-1948) – художник и теоретик примитивизма. Артистизм живописи А.В. Фонвизина (1882-1973).

Кавказские мотивы в творчестве М.В.Ледантю (1891-1917). Последние выставки «Ослиного хвоста».