Логико-эпистемологический и социокультурный подходы к анализу науки, основные стороны ее бытия. Философское обоснование научных знаний как условие их включения в культуру.
Вопрос № 48.
Основные стороны бытия науки. Аспекты науки:
5. наука как система знаний (как специфический тип знания).
6. наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)
7. наука как социальный институт
8. наука как особая область и сторона культуры.
Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.
Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.
Отличительные свойства:
10. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)
11. направленность на творчество
12. общезначимость
13. обоснованность (эмпир-я, теор-я)
14. точность полученных результатов
15. верифицируемость (эмпир-я, логическая)
16. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)
17. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.
18. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.
Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).
Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.
Интернализм – направление в историографии и теории развития науки, по которому главную движущую силу науки составляет имманентно – присущие ей внутренние силы, средства и закономерности.
Экстернализм - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и соц. институт явл. имманентной, органич. частью социокультуры, и, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем.